25 февраля 2016 - Веб-редактор
День защитника Отечества в Казахстане с недавних пор отмечают 7 мая, однако те, кто служил в Советской армии, принимают поздравления и 23 февраля. 15 февраля – день вывода советских войск из Афганистана. Воинам-афганцам посвящается сегодняшний материал.
Сестра Афгана
– В нашей семье – пятеро детей, а так как мой отец служил командиром взвода пулеметчиков во время Великой Отечественной войны, он растил нас как мальчиков, учил стрелять, рассказывал о своей службе, – говорит Людмила Гервик (на снмке). – Наше поколение было воспитано на патриотизме. По профессии я фельдшер, военнообязанная. Меня пригласили в военкомат, и в августе 1984 года нас отправили в Афганистан выполнять интернациональный долг. О том, что там шла война, особо никто не знал. Из Костаная мы направились в Ташкент на пересыльную базу, где пробыли несколько дней. Затем перелет в Кабул.
В первую же ночь в горах шел бой, было очень страшно. Нас поили настоем колючек, чтобы мы не заболели гепатитом. После распределения я попала в самую южную точку Афганистана – Кандагар. Вокруг были афганцы в незнакомой одежде и с непонятной речью. От тяжелого перелета и жары под 70 градусов очень болела и кружилась голова. Такого яркого солнца я больше нигде не видела. Машина с бригадой забрала всех прибывших и отвезла в госпиталь, где встретил нас начальник медчасти Анатолий Еременко. Немного отдохнув, мы сразу включились в работу. Служила я в самом большом отделении – гепатитном. В обязанности старшей медсестры входило следить за порядком и правильностью оказания медицинских услуг, кроме того, помогала коллегам и в процедурном кабинете.
Гепатитный модуль был рассчитан на 100 человек, а лежало в нем от 500 до 1000 больных, поэтому ставили дополнительные двухъярусные койки. Людмиле приходилось работать почти целыми сутками. Зарплату выдавали, но за переработку не платили. По ее словам, первое время эти деньги даже тратить было негде. Питание не отличалось качеством – все продукты консервированные, их доставляли самолетами. Госпиталь был обнесен проволокой, его охраняли бойцы. В 1986 году по комсомольским путевкам после медицинских училищ в Кандагар приехали совсем молоденькие медсестры. Людмиле Гервик, кроме основной работы, приходилось брать шефство над ними и всему обучать.
– В своем отделении я работала с 8.00 до 18.00, а потом меня вызывали в другое – служба шла практически круглосуточно, – рассказывает главная медсестра военно-полевого госпиталя №710 в Кандагаре. – Несмотря на такой график, мы еще сами являлись донорами, потому что было очень много раненых, кому нужна была кровь. Хотя у меня имелся большой опыт работы, но было очень страшно впервые видеть машины: груз «300» – с ранеными, «200» – с убитыми. Наши солдаты получали тяжелейшие увечия: оставались без рук и ног.
Однажды привезли бойца, который подорвался на мине. До сих пор помню его лицо. Ему оторвало все конечности. Когда сняли марлевые повязки, было страшно, я все думала, как он будет жить дальше. Даже хирург во время этой операции получил микроинфаркт. Несмотря на весь тот ужас, царивший вокруг, мы все равно старались чем-либо украсить свою жизнь: готовили концерты для раненых, устраивали вечера, сыграли 15 свадеб. Экономили всю неделю на продуктах, чтобы накрыть стол в выходной. И поклонники были, помню, однажды прилетел мой друг на МИ-24 и из-под куртки достал розы.
В августе 1987 года Людмила Гервик демобилизовалась, приехала в Костанай. Здесь она была награждена медалью за трудовую доблесть. По словам собеседницы, когда она вернулась с войны, у нее была сильнейшая депрессия. В Советском союзе шла мирная жизнь, люди даже не представляли себе, что творилось в Афганистане. Тогда об этом не распространялись. Она не могла спокойно жить вплоть до 1989 года: все время думала, как там ее друзья.
– Сегодня хочу поздравить всех служивших в Афганистане с 27-й годовщиной вывода советских войск, – отмечает Людмила Гервик. – В нашей области их – около 370, но каждый год мы теряем по 5-6 человек. Воины-интернационалисты и служащие советской армии, имеющие награды бывшего СССР, ранения, контузии, приравнены к участникам ВОВ, однако многие из нас годами стоят в очереди на жилье. Все, что мы имеем, это 6 тыс. тенге в качестве коммунальных льгот и пособие в 12 тыс. тенге. Много лет не можем добиться бесплатного проезда в транспорте, хотя заслужили это право. В Костанае действует ОО «Союз ветеранов Афганистана», но нам не могут даже предоставить помещение, в котором мы можем собираться, решать свои вопросы, заниматься документацией.
Он командовал ротой
Окончив школу в селе Московском Костанайского района, Анатолий Харченко (на снимке) обучался в Самаркандском высшем танковом командном училище, служил в городе Кушка – форпосте Советского Союза на границе с Афганистаном.
– Кто мог подумать, что через 7 лет я попаду на войну, – делится ветеран боевых действий Афганистана, подполковник запаса Анатолий Харченко. – Утром 13 января 1980 года меня вызвали в штаб дивизии. Уже вечером отправился на поезде в Полоцк, где был сформирован танковый батальон. 27 января прибыл в Термез на границу с Афганистаном, служил в 180-м мотострелковом полку. В первый рейд мы вышли 25 февраля 1980 года, тогда я понял, что началась война.
Вернулись только через 1,5 месяца, мне было 27 лет. Вскоре стал командиром танковой роты. Первый день в Афганистане трудно забыть: за все два года такого больше не было, уничтожил тогда 13 душманов. Это было в провинции Кунар недалеко от Афгано-Пакистанской границы, в населенном пункте Шигал.
Рота Харченко за четыре дня совершила 500-километровый марш на танках по горным дорогам через перевал до Кабула. Отсутствие карт осложняло задачу.
Орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени Анатолий Харченко получил 22 февраля 1981 года за успешное командование и уничтожение врагов. Он был дважды ранен и контужен. Орденом Красной Звезды его наградили за спасение пехотного взвода из 20 с лишним человек, которые 16 июня 1981 года попали в окружение душманов. Тогда он отправился на помощь на танке, пока производил выстрелы, пехота ушла: остался один на открытой местности. В июле того же года его представили к ордену Афганистана «Звезда» III степени, но Анатолий Николаевич не успел получить его.
25 декабря 1981 года он покинул Афганистан, отправился в Ковров, где готовил водителей-механиков на Т-64 для западной группы войск Германии. В 1985 году его перевели в Забайкальский военный округ на границе с Монголией в город Кяхта. В 1988 году он находился в Германии, в 1991 – Украине, в 1992 – Волгограде.
Отслужив 22 года в армии, уволился из вооруженных сил ради семьи, вернулся в село Московское, работал инженером по эксплуатации, а в 2005 году получил квартиру в Костанае. В ближайшее время подполковник запаса собирается издать книгу о воспоминаниях службы в Афганистане. Она уже написана, решается вопрос с финансированием.
Ирина СТЕПАНОВА
фото автора и из архива Людмилы ГЕРВИК