«Что не записано – утрачено»

8 февраля 2018 - Администратор
article15961.jpg

Так говорит общественный деятель и краевед из райцентра Сарыколь Валерий СТАРОДУБ. Он многое знает о сохранении и популяризации историко-культурного наследия и традиций, поскольку апеллирует к самым святым и дорогим для каждого человека чувствам: любви к Родине, месту, где родился, ответственности за судьбу государства…

На встречу он принес все свои изданные книги.

– Все мои семь книг, – начал рассказ краевед, прозаик и драматург, – в основном о нашем крае, его историческом прошлом, сакральных местах, знаменитых земляках… Сколько было организовано экскурсий на эти места! Самому было интересно, когда рассказывал о памятниках прошлого… Один из самых старых сохранившихся знаков на территории района – надгробие на могиле Осыпа, друга отца Чокана Валиханова. Оно было установлено в четверг 22 ноября 1871 года…

– Даже известен и день недели?

– Да, так была расшифрована эта надпись с арабского языка. Долгое время не удавалось разобрать арабскую вязь, пока мы туда не приехали со знатоком арабского, который слово в слово перевел высеченный на камне рукописный текст.

В прошлом году туда приезжали из Тюмени высланные в годы репрессий из Кунтимеса люди и поставили рядом с камнем большой мраморный постамент, в переводе на казахский язык теперь все знают, что там написано. А стало это достоянием гласности из-за поисков подтверждений и споров, где родился Чокан Валиханов

– Вот эта книга, – взял в руки Валерий Васильевич одно из произведений, – в литературном отношении самая интересная (книга «Письма из деревни» – прим. авт.). Мне часто говорили: «А почему вы не пишите, вот об этом напишите, вот об этом…». Я долго размышлял, как рассказать о своей жизни, о жизни сарыкольцев. И сделал такой сборник, собрав все наиболее запоминающиеся вещи. Здесь о многих людях, хотя некоторых уже нет, но осталась добрая хорошая память.

Книга «Сарыколь – от чистого истока» появилась исходя из побуждений такого рода. Смотришь на детей на выпускных вечерах, беседуешь с ними и понимаешь, что уедут учиться, а потом еще куда-то дальше и немногие останутся в сельской местности. Ведь между молодыми людьми существует некое предубеждение: да, что тут делать! А ведь оказывается, если посмотреть, есть очень много молодежи из числа выпускников, прославляющих наш район, область и страну. К примеру, танцор Игорь Марполь, который объездил весь мир и сейчас работает хореографом в Египте, а окончил нашу музыкальную школу. Написал о тех, кто прошел пустыню, участником экспедиции, сотворившим это дело, был выпускник и из нашего района Зейнел Габиден Сакипжанов.

А вот книга «Сарыколь» издана к областной спартакиаде. Как-то подумалось, что люди должны уехать с такого масштабного спортивного мероприятия и увезти с собой некоторое печатное представление о районе, а не просто сувениры. Правда, времени было мало, написал за два с половиной месяца… Но в принципе, книга в точности отразила историю района, что называется от неолита и до последних дней.

– Валерий Васильевич, почему вдруг такой виток в привычном творчестве – спорт. Я имею в виду недавно вышедшую книгу «Память лыжни».

– Понимаете, бывает такое необъяснимое понятие, почему, например, в Оренбурге вяжут пуховые платки. Ведь чем-то это было порождено: или мастера были хорошие или материал. Это я к тому говорю, что в 60-70 годах прошлого века в нашем районе был очень сильно распространен лыжный спорт, что тоже, по сути, можно назвать уникальностью. Ребята не просто «катались», а дорастали до мастеров спорта, было бесчисленное множество кандидатов в мастера и даже заслуженный тренер сборной КазССР. И вот собрались эти ребята и стали вспоминать о былых спортивных успехах, о всеобщей увлеченности лыжами. И речь зашла о том, что лет еще через двадцать об этом забудется вообще. Все останется разве лишь в их семейных альбомах. Вот так по просьбе ветеранов лыжного спорта и создалась эта книга. Недавно состоялась ее презентация, которая вылилась в прекрасное воспитательное мероприятие для молодежи.

А вот книга «С верой и честью» – о глубоко верующем человеке Ануарбеке Калиеве, созданная по просьбе его сына, акима Тимирязевского сельского округа и моего бывшего ученика. В минувшем году аксакалу исполнилось бы сто лет. Он стал одним из первых, выступивший инициатором создания мечети в районе. Это были известные трудные девяностые годы, но аксакал оказался поразительным организатором. На его призывы о необходимости духовного сооружения люди говорили: «денег нет, но по одной голове скота приведем». Аксакал организовал вроде приемного пункта КРС, нашлись помощники. И дело, вначале казавшееся совершенно не сдвигаемым, стало двигаться…

– Сегодня наш край становится все более притягательным в туристическом отношении. Много приходится рассказывать, ездить?

– Благодаря Президенту, который сказал, что без обновления общественного сознания, образно говоря, все занесет песком истории, у нас появляется все больше людей, у которых пробуждается внимание к историческому прошлому. И это я считаю явлением чрезвычайной важности. Нужно бережно сохранять, что осталось от прошлого, ведь у нас не так много сакральных и памятных точек в районе. Взять хотя бы надгробие Осыпа, не до конца разрушенную Анновскую церковь более столетней давности, постепенно засыпаются временем окопанные места. Эту землю император пожаловал генерал-аншефу Литбергу, и были окопаны десять тысяч десятин земли, но грянула революция, а вот следы работы остались. Генерал построил в селе Анновка дом, привез свою семью, даже пианино, на котором играли его маленькие дочки. То пианино марки «Иммлер» после известных октябрьских преобразований долго находилось в детском саду совхоза Чехова, потом в клубе, а потом кто-то понял, что это раритет, и старый инструмент увезли. Да, приезжают, интересуются, записывают, фотографируют…из Карабалыкского района, Житикары были… Кто приезжает, обращается ко мне. Сотни километров уже объездили, а сколько школьников провез по этим местам! И вновь все рассказываешь, рассказываешь…. Но что на самом деле мы знаем, лишь малую толику нашей исконной истории. И нужно торопиться, ведь все меньше остается тех, кто является живыми носителями историко-культурного наследия. К примеру, был такой аксакал, который знал очень много подробностей о семье Чокана Валиханова, но мало кому это было интересно, его воспоминания не фиксировались. Или взять ту же тревожную весну 1919 года в тогдашнем Всесвятском. Я благодарен библиотекарю Валентине Николаевне Евдокименко, она в свое время обошла много старожилов и смогла записать о массовых расстрелах. Я сам успел захватить Михаила Ивановича Карпету – будучи подростком, он был очевидцем того, когда в село прибыл карательный отряд под командованием штабс-капитана Ванягина и рассказал все подробно. Данное событие под названием «Кровавое зарево ушедшего времени» также включено в книгу «Исторические, памятные, культурные места Сарыколя». Вот что мы знаем о районе тридцатых годов. Оказывается, покопавшись в архиве, узнал, что жуткое было время. К слову сказать, в этом году поселку Сарыколь – 120 лет. С достаточной уверенностью отмечаю, что днем рождения является 13 июня 1898 года. Почему? Кто читал книгу о памятных и сакральных местах Сарыколя, со мной согласится. Да, многие вещи вот так просто от нас ушли и уже никогда и никем не будут восстановлены. Повторюсь, торопиться надо, а самое интересное и правдоподобное, когда информация идет от первых уст.

Наталья КОМАРОВА,

фото автора

comments powered by HyperComments

Послание

15000

Г-спешл

 

Облако тегов

1 мая 100 шагов по реализации 5 реформ Air astana Diezel sun Diezelsun Expo Mazda2 Qagro.wordpress.com «атамекен» «горняк» «лучший товар казахстана» «сделано в казахстане» «шаңырақ» автомобили авторынок аким акимат акиматы акция алмазбек атамбаев