23 октября 2015 - Веб-редактор
Наш регион входит в число областей республики, которые являются благополучными зонами по ящуру без применения вакцинации. Это означает, что продукцию и сырье, производимые у нас, можно без ограничений вывозить во все страны мира. Насколько стабильна эпизоотическая ситуация по особо опасным болезням и над какими вопросами работают ветеринары?
Стабилизировать и сохранить
– В регионе проводится планомерная работа по оздоровлению сельскохозяйственных животных от таких хронических инфекционных заболеваний, как бруцеллез и туберкулез, – рассказал на брифинге руководитель областного управления ветеринарии Берикжан Кайыпбай (на снимке). – При диагностических исследованиях КРС на бруцеллез за девять месяцев выделено 4 819 положительно реагирующих голов, процент зараженности составил 1,1%. На оздоровлении находятся девять неблагополучных пунктов по бруцеллезу крупного рогатого скота, в четырех из них оздоровительные мероприятия – на стадии завершения. При аллергических исследованиях на туберкулез 546 тыс. голов КРС в этом году выявлено всего 60 больных животных: степень зараженности стала ближе к абсолютному благополучию. Но мы понимаем, что хроническая инфекция циркулирует во внешней среде, имея определенную эпизоотическую цепь, а также свою закономерную цикличность. Именно поэтому нам необходимо расшифровать и грамотно разорвать эту цепочку, чтобы не получать новых вспышек опасного заболевания.
В прошлом году по инициативе управления ветеринарии были разработаны локальные планы по стабилизации эпизоотической ситуации по бруцеллезу и туберкулезу КРС в Карасуском, Аулие-
кольском, Амангельдинском, Камыстинском, Жангельдинском и Денисовском районах. Но есть маленький нюанс: не везде получены положительные результаты. Эпизоотическая ситуация сложилась в этих районах по- разному. Улучшения отмечены в Жангельдинском. Так, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года процент зараженности по бруцеллезу КРС здесь снижен в 2,6 раза, в Амангельдинском – в пять. Ветеринарное ведомство продолжает проводить специальные мероприятия против бруцеллеза в остальных четырех районах, для них заново составлены комплексные планы, где общехозяйственные, ветеринарно-санитарные мероприятия детализированы по пунктам.
– Возникает вопрос по поводу мероприятий, которые дают подобный эффект, – отметил главный ветеринар региона. – На самом деле ничего сверхъестественного нет: мы налаживаем четкую систему проведения противоэпизоотических мероприятий. К примеру, добиваемся проведения двукратной дезинфекции всех животноводческих помещений после выгона скота на пастбище и перед его постановкой на стойловое содержание, потому что это является одним из факторов разрыва эпизоотической цепи. Остаются еще проблемы в организации централизованного проведения ветеринарных обработок. Например, для их правильного осуществления нужно иметь специально оборудованное место со станком-фиксатором, так как одна корова получает в год около 10 профилактических уколов. В первую очередь хозяин должен быть заинтересован в том, чтобы животное вовремя прошло все плановые ветеринарные обработки. А когда ветврач ходит по сараям и обрабатывает скот, не может быть качественного результата. Только при соответствующей организации ветобработок сможем два раза в год ревизировать и восстанавливать учетную идентификацию поголовья, наладить мечение больного скота и реально оказывать лечебные услуги подобным животным. Сейчас ситуация стабилизировалась, на следующий год ожидаем снижения зараженности до минимума, нам нужно дальше удерживать показатели.
Мы поинтересовались, во всех ли ветеринарных пунктах установлены и функционируют станки-фиксаторы. Берикжан Кайыпбай пояснил, что данное оборудование предусмотрено во всех 236 ветпунктах, но задействовано в 90% организаций, в остальных ведется работа, которую управление ежемесячно отслеживает.
Скотомогильники по правилам
По словам Берикжана Кайыпбая, специалистами ведомства проделана большая работа по приведению в соответствие сведений кадастра сибиреязвенных скотомогильников с автоматизированной информационной системой государственного земельного кадастра, согласно которому в области с 1938 по 2002 годы имелось 156 сельских населенных пунктов с 310 очагами по сибирской язве. Было установлено 98 пунктов с 165 очагами и не обнаружено 58 сел с 145 очагами. Работа в данном направлении будет продолжена.
– Кроме того, налажена система карантинирования перемещаемых животных во внутриобластном и внутриреспубликанском режимах, – добавил руководитель ведомства. – Вывоз КРС составил 938 голов, лошадей – 152, МРС – 212, свиней – 44. Было ввезено 118 голов КРС, 117 лошадей, 406 особей МРС. Отслеживается также движение животных для убоя внутри региона и за его пределами. Для этого за убойными пунктами и площадками, мясоперерабатывающими предприятиями и продовольственными рынками закреплены государственные ветеринарные врачи, которые ежедневно проводят контроль и надзор за соответствием ветеринарно-санитарным требованиям поступающих на убой животных, реализуемой продукции и сырья животного происхождения.
По мнению ветеринара, еще одна тенденция к улучшению состояния биологической безопасности – наличие шести стационарных и 20 передвижных инсинераторов. Оборудование предназначено для утилизации трупов при подозрении на особо опасные и другие инфекционные заболевания животных, а также биологических отходов. На данное время всего по области в инсинераторах уничтожено 1 105 трупов крупных и мелких животных.
– Мы знаем, что только правильная оценка существующих проблем дает нам возможность держать эпизоотическую ситуацию под контролем и делать соответствующие прогнозы, – подытожил Берикжан Кайыпбай.
Татьяна ДЕРЕВЯНКО
фото Василия ВАСИЛЬЕВА