13 октября 2016 - Веб-редактор
Недавно минуло 100 дней с того дня, когда он в первый раз переступил порог синагоги «Бейт Рахель – Хабад Любавич», построенной в 2009 году, но уже в течение шести лет не знавшей полноценных служб и чтения молитв. Новый раввин, посланник Любавического рэбэ Король Мошиах, представился Мэнахэмом ЗАЛМАНОВЫМ (на снимке).
Вместе с ним в Костанай прибыли члены его семьи: супруга Дебора (тоже посланница) и семимесячный сын Шолом Довбэр. Мэнахэм – очень доброжелательный и улыбчивый, предупредительный и располагающий к себе молодой человек в классическом одеянии раввина. По признанию священнослужителя, ему не впервой работать за границей. Родился и вырос он в Израиле в многодетной семье потомственных священнослужителей. Родной дедушка Мэнахэма – раввин Залман Абельский, кстати, уроженец Москвы, является главным раввином Молдовы, где служит с 1998 года. Там же когда-то начинал свою практику в качестве посланника и Мэнахэм.
– После окончания школы я прослужил один год в армии и начал специальное религиозное обучение в еврейских духовных академиях Израиля и США, – отметил Мэнахэм. – После шести лет учебы прошел в Милане одногодичную специальную подготовку для работы в качестве посланника, успел поработать в Украине, там же приобрел первоначальные знания русского языка.
У посланников особое отношение к иностранным языкам: они должны владеть языком страны пребывания для проведения служб и обрядов. Например, в Костанае все ритуалы и праздничные мероприятия проводятся в основном на русском языке и немного на иврите.
– Свою главную задачу в качестве посланника я вижу в пропаганде семи законов потомков Ноя, чтобы общество могло избежать идолопоклонства, разврата и кровопролития, – добавил собеседник. – По моему мнению, соблюдение заповедей важно не только прихожанам еврейской общины, но и всем народам мира. В синагоге мы говорим также об уважении родителей, о пожертвованиях и помощи нуждающимся согражданам. Мне бы хотелось, чтобы костанайцы знали: в синагоге можно проводить праздники, приходить целыми семьями. Она может стать центром культурно-нравственного совершенства населения. Ее двери открыты для взрослых и детей независимо от национальности и вероисповедания, при этом надо помнить, что синагога – это дом молитв только для евреев. На бытовом уровне моя семья и я не столкнулись с неразрешимыми проблемами. Живем мы в самой синагоге, питаемся кошерными продуктами, то есть экологически чистыми. Например, фрукты и овощи в сыром виде из магазина или с рынка – это кошерные продукты, мясо мы получаем из Алматы, где есть специальные эксперты. Хлеб Дебора печет сама. Как раввин, я отвечаю за то, чем питаются мои прихожане, качество питания очень важно для верующих евреев. По большому счету, раввин должен присутствовать при забое скота, обработке мяса или дойке коровы. Мясо обязательно должно быть обескровлено. Я был приятно тронут, когда на улицах города ко мне подходили простые люди, явно не евреи, здоровались и желали успехов. Видимо, иудейский священнослужитель в традиционном одеянии не очень привычная картина для Костаная, но и люди сами по себе настроены дружелюбно. Знаете, когда отдельно взятое государство декларирует какие-то определенные ценности, а его граждане практикуют совершенно противоположное, это, к сожалению, привычное явление. Здесь же государственная политика полностью совпадает с поведением населения. За неполных четыре месяца пребывания в Казахстане я не встретил ни одного случая враждебного к себе отношения. Мы уже полюбили Костанай, нам здесь комфортно.
Султан ДЮСЕМБАЕВ
фото автора