28 января 2016 - Веб-редактор
Предлагаемый материал – это попытка обобщения увиденного и прочитанного в средствах массовой информации, почерпнутого из бесед с профессионалами политической и экономической сфер. События ускорились как никогда – и кто мог предположить, что обыденностью станут сводки боевых действий на Ближнем Востоке, а цена на нефть устремится вниз, как пикирующий бомбардировщик.
Методы устранения конкурентов
Факты, с которыми придется сопоставлять экономический курс, таковы: нефть к середине декабря прошлого года только за полмесяца потеряла в цене 15%, то есть баррель черного золота марки Brent подешевел с 44,4 до 37,8 долларов. А если взглянуть на годовую динамику нефтяных цен, июль-сентябрь 2014 года отмечен котировками 105-110 долларов за баррель, и ничто не предвещало бури. Причем на заседании ОПЕК в Вене 4 декабря участники картеля отказались сокращать добычу нефти, и квота осталась на уровне 30 млн баррелей в день.
Заметьте, этот случай на живом примере показывает, как на самом деле действует «невидимая рука рынка»: предельно жестко и безжалостно. Естественно, участники картеля таким образом «глушат» своих конкурентов из Венесуэлы, Казахстана, России, нисколько не беспокоясь, каким образом эти страны будут восполнять выпадающие бюджетные доходы. Тем более ОПЕК не волнует, чем наши нефтяники будут кормить свои семьи – бизнес, господа, ничего личного, не так ли?
Следующий мощнейший фактор – президент США Барак Обама подписал федеральный бюджет на 2016 год, в котором принято решение отменить запрет на экспорт сырой нефти, действовавший 40(!!!) лет, который был введен в 1975 году во время энергетического кризиса, вызванного установленным эмбарго на поставки нефти странам Запада. И в дополнение картины: после снятия санкций с Ирана эта страна готова экспортировать до полумиллиона баррелей в сутки.
С другой стороны, темпы роста мировой экономики, в том числе Китая, замедляются, и совокупный спрос на сырьевые ресурсы сжимается, образуя «черную дыру», поглощающую накопленные денежные запасы стран – экспортеров сырья. Кстати, дешевеет не только нефть от переизбытка добычи. Аналогично обстоят дела с металлом и другими казавшимися незыблемыми сырьевыми активами, гарантирующими еще вчера нескончаемый приток валюты в экономику. Начиная с 9 декабря, котировки акций горнодобывающих и нефтяных компаний в очередной раз снизились, после того как цена за тонну железной руды опустилась ниже $40 (впервые за последние 10 лет). И это тоже рынок в чистом виде, без рекламного глянца и прочей маркетинговой мишуры.
Другая значимая для нашей страны отрасль – металлургическая – испытывает серьезное давление, как и нефтяная: переизбыток присутствует во всей цепочке предложения. Согласно оценке экспертов швейцарского банка UBS, сегодня в мире производится примерно на треть больше стали, чем необходимо рынку. КНР выпускает около половины глобального ежегодного объема в 1,6 млрд тонн. Согласно другой оценке, убытки сотен китайских сталелитейных компаний за первые 10 месяцев года составили $11 млрд, что в два раза больше полученной ими в прошлом году прибыли.
Затяжные конфликты и последствия
И именно в такой сложный момент Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, выступая с Посланием «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие», особое внимание уделил поддержке населения. Он сказал: «На фоне экономических рисков мы продолжим реализацию мер социальной поддержки населения, несмотря ни на что».
16 декабря 2015 года Федеральная резервная система (ФРС) США повысила базовую процентную ставку на 25 базовых пунктов, изменив диапазон с 0-0,25 до 0,25-0,5%. Это решение было принято единогласно по итогам двухдневного заседания Федерального комитета по операциям на открытом рынке, причем впервые с 2006 года, что неизбежно повлечет отток капиталов с развивающихся рынков, то есть снижение инвестиций в реальные секторы экономики и колебания на рынке валют от Китая до Аргентины. Безусловно, в мире происходит понимание, что необходимо реформировать мировую валютную систему, о чем также неоднократно говорил Президент Казахстана. И в этом году принято решение о создании Международного финансового центра «Астана», который станет региональным хабом в сфере исламского финансирования, приват-банкинга и перестрахования.
Кстати, предвосхищая доводы так называемых экспертов, всегда знающих, как решаются глобальные и тем более внутренние экономические проблемы: рецептами вроде «надо снизить налоговую нагрузку на бизнес» или «бизнесу не дают дешевых кредитов», стоит напомнить, что уже выданные кредиты обросли определенными негативными проявлениями. Так, в нашей стране даже в благополучный период с 2009 по 2013 годы, когда цены на нефть демонстрировали «высокий полет», по данным сайта Rancing.kz, «…совместно, ритейлеры и строители просрочили займы на сумму, равную 939 млрд тенге». Другими словами неэффективное расходование заемных средств некоторыми представителями бизнеса складывается в некую систему, которая отражается на устойчивости финансового сектора и непосредственно на гражданах страны.
Но картина будет неполной, если рассматривать происходящие в глобальной экономике процессы без учета сегодняшних политических реалий. А они таковы: с момента начала «арабской весны» ситуация на Ближнем Востоке практически полностью вышла из под контроля. Так, Ливия расколота на территории, контролирующие разные вооруженные группы, некогда противостоявшие Каддафи, а сегодня враждующие друг с другом из-за нефти.
Гражданская война в Сирийской Арабской Республике, которая привела к серьезной дестабилизации ситуации в самой Сирии и соседних с ней государствах, в частности, в Ираке и Ливане. Некоторые вооруженные группировки параллельно участвуют в боевых действиях в Сирии и Ираке. Уничтожаются древние памятники культуры, гибнут старики, женщины, дети. В этот конфликт уже вовлечены все ключевые игроки мировой политики, в том числе ООН, а жертвы не прекращаются.
Кстати, ближневосточный конфликт обнажил практически полное бессилие европейских стран по защите собственных граждан, что является первейшей прерогативой государства: хлынувший поток беженцев, не признающих никакого мультикультурализма, не желающих воспринимать европейские ценности, кроме требования полного социального обеспечения деньгами, бесплатным жильем, одеждой, пронзил казавшиеся защищенными границы Европы, как нож масло. Жители Германии, Франции и других стран, сочувственно принимавшие обездоленных, сейчас начинают прозревать: не все так, как объясняют еврочиновники.
А теракт в Париже 13 ноября 2015 года (более 150 погибших и свыше 200 раненых) показал всему миру, что отсидеться за хлипким пограничным шлагбаумом не получится, поэтому особенно актуальны слова Нурсултана Назарбаева: «Серьезную угрозу миру представляет сейчас международный терроризм. Это результат разрушения государственности путем вмешательства внешних сил во внутренние дела суверенных государств… Вызовам новой глобальной реальности мы должны противопоставить целостную стратегию действий на основе наших реальных возможностей».
Султан ДЮСЕМБАЕВ