Почему я верую? Размышления о духовных ценностях

8 июня 2017 - Веб-редактор
article13993.jpg

Тема нравственного совершенствования приобрела в последнее время актуальность. Президент страны Нурсултан НАЗАРБАЕВ призывает нацию к модернизации общественного сознания, к созданию условий для развития и реализации отдельного гражданина и нации в целом. Определенная часть нашего населения через веру к Богу ищет свою дорогу к духовно – нравственным ценностям. Как они приходят к вере и что послужило первым шагом на их непростом пути? Об этом наш разговор с протоиереем Виталием КЛЕБОЙ. 

 

 

Совсем нелегко договориться о неспешной, не на бегу, беседе с деятельным и энергичным священнослужителем, протоиереем Виталием Клебой, настоятелем часовни Архангела Михаила в Костанае и двух приходов: Сарыкольского и Карасуского районов. Когда-то отец Виталий говорил о себе: «Я – летучий проповедник или батюшка на колесах».

 


Готовясь к нашей заранее оговоренной встрече, протоиерей Виталий, оказывается, провел небольшой анонимный письменный опрос среди своей паствы. Среди тех, кто регулярно бывает в храме. С точки зрения требовательного и дотошного социолога, данный опрос не может быть в достаточной мере репрезентативным: опрашивались только женщины, ведь не секрет, что в церковь чаще ходят именно они. По признанию священнослужителя, женщины – живут больше сердцем, то есть соучастием и состраданием, а мужчины заняты добычей хлеба насущного. Обобщая ответы верующих, можно сделать несколько основных выводов причин прихода к вере. Как считает протоиерей Виталий, начало веры одинаково для всех – это внутренняя потребность человека.

 


«Я начала верить в поисках хотя бы тоненькой ниточки надежды на будущее. В беседах с Богом я открываю душу, выговорюсь и наплачусь. Молюсь за мир в нашей стране, за будущее без войн и голода», – читаю в одном из ответов. В следующем: «Мне нужен был помощник, чтобы противостоять страстям, соблазнам и другим грехам. Я нашла его в Боге», – признается вторая женщина. «Я не сама пришла к вере. Меня привела скорбь. На моем жизненном пути встретились протоиерей Виталий и игумен Иннокентий, которые своим примером показали мне и другим путь к Богу», – рассказывает другая прихожанка.

 


Резюме из всего прочитанного: по убеждению опрошенных, вера оберегает, укрепляет и спасает, дает силы справляться со всеми жизненными неурядицами, дарит душе мир и спокойствие.

 


Отец Виталий о себе

 


– Мой путь к вере не был простым и однозначным. Я ведь не из семьи потомственных священнослужителей, в советское время атеизма таких семей было немного. В подростковом возрасте, в самый период становления и формирования личности, я потерял самого близкого человека, который меня воспитывал. Это была моя бабушка, заменившая мать. Никто из близких не прививал мне с детства религиозных атрибутов, единственным внешним проявлением религиозности были домашние иконы. У меня, тогда 15-летнего подростка, начались поиски точки опоры и осмысление собственной жизни. К христианству я пришел не в один день. Модное в те годы увлечение восточными верованиями и культами коснулось и меня, но не захватило и не поглотило. Меня смутили практикуемые ими медитация и отвлечение от насущных жизненных проблем. Естественно, что ответов на мои вопросы не было. Через несколько лет судьбе было угодно, и я повстречался, а затем и познакомился с архимандритом Анастасием, служившим в те годы у нас, в Житикаре. К тому времени я уже начал читать священные книги, Писания нового Завета, из них узнал многое о жизни, смерти и воскрешении Христа. А в православном храме я встретил любовь и отзывчивость, нашел успокоение души и полное осмысление собственной жизни. Тогда я понял, что со смертью близкого человека мы не теряем с ним связь, а воскресший Христос, по убеждению христиан, это непреложный факт.

 


О собственном предназначении

 


– Моя сегодняшняя церковная деятельность – это не только общение с Богом. Я считаю, что священнослужитель является слугой и первым рабом божьим, проводником живой связи между верующим и Богом, а также пограничником между духовным и материальным. В своих проповедях и публичных выступлениях православные священнослужители призывают прихожан к межконфессиональному согласию и толерантности и благодарны светскому государству, которое дает возможность гражданам страны выбрать и практиковать традиционные религии, не нанося при этом вреда ни себе, ни государству. Наша задача – помочь ищущему человеку отсортировать нужное и полезное от вредоносного и чуждого.

 


О вере в современном обществе

 


– Республика Казахстан – это светское государство, создавшее равные возможности для всех этносов и конфессий, население страны многонациональное и неоднообразное по уровню зрелости и жизнестойкости. Сегодняшние люди старшего поколения родились и начали формироваться как личности в советские времена, в эпоху Морального кодекса строителей коммунизма. Общий контроль и руководство осуществляла КПСС. Помните шутливый по форме, но глубокий по содержанию тезис тех лет:«облико морале»? Объективности ради, надо отметить, что неусыпное око государево не упускало ничего: заслуги отмечало, а за проступки карала сурово, невзирая на чины и ранги. Нечестные и неправедные дела получали адекватную оценку от партии и общества. Даже в условиях воинствующего атеизма граждане страны получали от государства достаточно объективное и справедливое отношение. Патриарх Кирилл говорил о тех годах, как о времени, когда нерелигиозный человек все-таки имел возможность сохранить нравственные ценности, что гораздо сложнее сделать сегодня, когда мы живем в эпоху потребления и в вечной гонке за материальным благом. В современном обществе существует угроза замены абсолютных и вечных ценностей на относительные и сиюминутные, нашим согражданам важно не потеряться в потоке информации. Особенно сложно людям нерелигиозным и молодежи, наиболее подверженных манипулированию их сознанием извне и не имеющих иммунитета или способности противостояния лживым ценностям. У человека верующего всегда есть четкие нравственные критерии в виде божьих заповедей и традиционных ценностей.

 


В условиях свободы выбора наши граждане научились отстаивать свои права, но общество не воспитано отстаивать свои обязательства, мы не пытаемся реализовать себя. А путь самосовершенствования человека требует десятилетий непрерывного и постоянного труда, за один день или год он не может избавиться от неразумного отношения к себе, близким и обществу. Человек ведь создан по образцу и подобию божьему и призван к вечному совершенствованию. Почему-то не все наши сограждане задумываются над этим.

 


Лично я нашел смысл жизни в прямом и живом общении с Христом и через него я люблю Бога. Вот почему я верую.

 


Сергей Исмаилов
фото автора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

Послание

15000

Г-спешл

 

Облако тегов

1 мая 100 шагов по реализации 5 реформ Air astana Diezel sun Diezelsun Expo Mazda2 Qagro.wordpress.com «атамекен» «горняк» «лучший товар казахстана» «сделано в казахстане» «шаңырақ» автомобили авторынок аким акимат акиматы акция алмазбек атамбаев