29 марта 2018 - Администратор
Эта статья о нашем земляке, первом враче-казахе с европейским образованием, интеллигенте, альтруисте – бессребренике Мухамеджане Карабаеве стала итогом совместной работы директора областного историко-краеведческого музея Умут Акимбаевой, научного секретаря Куляш Омаровой и журналиста газеты «Костанай-АГРО» Сергея Исмаилова.
Сохранившийся в архивах документ за подписью легендарного Алиби Джангильдина попал в поле зрения историков-архивистов и послужил толчком к поиску материалов о жизни и деятельности доктора Карабаева. Поиск дал результаты. В архивных фондах учреждений, занимавшихся вопросами здравоохранения в тех районах, где работал врач, были найдены интересные материалы. Такие документы, как послужные списки, аттестаты, личные письма Мухамеджана Карабаева и официальная переписка по вопросам борьбы с эпидемиями, создание медицинских пунктов, снабжения медикаментами позволили воссоздать жизненный путь врача – первопроходца. Изучение его деятельности привело к однозначному выводу: своим сорокалетним подвижническим трудом в исключительно трудных условиях одной из национальных окраин царской России и в тяжелые первые годы Советской власти врач Карабаев внес огромный вклад в развитие здравоохранения в Казахстане.
Мухамеджан Карабаев родился в декабре 1858 года в ауле №4 (ныне село Введенка Мендыкаринского района) Кен-Аральской волости, Николаевского уезда в семье бедняка – кочевника.
В аул однажды приехал знаменитый казахский просветитель Ибрай Алтынсарин. Ему понравился любознательный и не по летам смышленый мальчишка и он уговорил родителей отдать ему Мухамеджана для определения в открывшийся при Троицкой мужской гимназии «киргизский пансион».
Преподавание в школе велось на русском языке, учиться аульному мальчишке было очень сложно, но он хорошо проявил себя. Окончание полного курса гимназии казахом являлось в то время исключительным явлением. И вот 14 июня 1881 года в торжественной обстановке вручается аттестат зрелости «инородцу» – казаху Мухамеджану Карабаеву.
По окончании гимназии Мухамеджан решил продолжать образование и стать врачом. Намерение юноши – казаха стать врачом и лечить свой народ, «как лечат людей в больших городах», вызвало изумление у местных властей.
(Прим. автора: в те годы на территории нынешней Костанайской области в среднем на одного врача, одного фельдшера и повивальную бабку приходилось 82 272 человека, расположенных на территории в 104 913 кв. верст. На медицинские расходы ассигновалось 32,9 копейки в год на человека).
Несмотря на проблемы материального порядка, Мухамеджан окончил медицинский факультет Казанского университета и, пройдя самостоятельную практику в клиниках Казани и Оренбурга, вернулся на родину, в Кустанай, желая служить своему народу.
В 1888 году молодой доктор получил свидетельство уездного врача и степени лекаря и был принят на работу. Его назначают врачом «поселения» Кустанай, население которого превышало 20 тысяч человек. В ведении молодого врача была лечебница на четыре койки. Кроме самого Карабаева, в ней работали санитарка, она же повариха и сторож – истопник. Обслуживала лечебница не только поселок Кустанай, но весь Николаевский уезд.
В отличие от некоторых других врачей, работавших в те же годы в Тургайской области, Мухамеджан Карабаев стал лечить население исключительно бесплатно. Во врачебных карточках разных лет в графе «Приблизительный размер валового вознаграждения за частную практику» первый врач-казах указывал: «Не имеется». Напротив вопроса – «Имеет ли какое недвижимое имущество или постоянный доход?» единственный краткий ответ: «Не имеется».
Благодаря настойчивости и упорству молодому врачу Карабаеву все же удалось поправить медицинское обслуживание жителей Николаевска. Были приобретены медицинские инструменты, из Казани прислали два перевязочных набора и полный комплект оборудования для первичной диагностики. Мухамеджан Карабаев постоянно в разъездах – делает хирургические операции, принимает роды, борется с оспой, холерой, чесоткой. Нагрузка колоссальная, но, осматривая сельчан, которые приезжали в городскую больницу, Мухамеджан Карабаев видел истощенных, ослабленных болезнями и нищетой людей, и его сердце не могло не отозваться.
Молодой врач стал очень популярен среди населения. С каждым годом увеличивался наплыв больных в Кустанайскую лечебницу. Даже те, которые раньше «лечились» у знахарей, шли к «настоящему лекарю». Мухамеджан Карабаев начал хлопотать о создании в Кустанае больницы хотя бы на десять-двадцать коек. Но царские власти отказались отпустить средства на расширение лечебницы.
Шли годы. Росла популярность врача. К нему шли лечиться и казахи, и русские, мужчины и женщины. Он стал врачом – универсалом. И тысячи людей были обязаны Карабаеву своим здоровьем, а многим он вернул жизнь. Отсутствие врачей заставляло администрацию Тургайской области перебрасывать Карабаева из одного уезда в другой. Врач никогда не отказывался, ибо считал своим долгом помогать населению, особенно «неблагополучным», в смысле постановки лечебного дела участков.
Очевидно, с этим связана частая переброска нескольких работающих в области врачей, в том числе и Мухамеджана Карабаева, с одного участка на другой. За несколько лет Мухамеджан Карабаев работал участковым врачем в Александровке, Аральске, Челкаре, Ново-Семиозерном. Его приглашали работать и в Туркестанский край.
Объем работы, выполняемый Мухамеджаном Карабаевым, был колоссальным. Спасая и возвращая жизнь и здоровье сотням пациентов, взрослым и детям, уездные врачи получали мизерное жалование.
Но настоящий гражданский подвиг, настоящее подвижничество начинается, когда Мухамеджан Карабаев уезжает в Якутию. Чтобы заработать себе на пенсию, пишет о нем журнал «Известия Сибирского отделения Академии наук СССР» за 1983 год, врач уезжает в 1911 году из родных мест в Якутию.
В якутском журнале «Илин», №1 за 2003 год, была опубликована информация о том, что постоянным местом работы Мухамеджана Карабаева стал поселок Мухтуя (или иначе с. Нохтуйск), состоявший из 24 домов и 137 душ. Сейчас это город Ленск, крупный порт на реке Лене.
Затем он работал в Верхоянском и Колымских округах. Последним местом работы была Олекма, где он был врачом первого участка. Он лечил якутов от туберкулеза, цинги, трахомы, других болезней. Наряду с этим все пять лет он лечил в Якутском и Средне-Колымском лепрозориях людей, больных проказой.
Мухамеджан Карабаев не побоялся черной ауры, окружающей проказу, сотням несчастных людей он облегчил страдания.
Своим служением людям Карабаев и здесь заслужил уважение. Он был честного, принципиального характера, не терпел компромиссов. Мир для Мухамеджана Карабаева делился на благодарных пациентов и тех, кто сидит высоко, но видит мало. Именно по этой причине Мухамеджану пришлось в конце концов уехать из Верхоянска. Здесь у него случился конфликт с мировым судьей Михайловым. Недопустимая дерзость доктора по отношению к власти закончилась для Карабаева первым и последним в его жизни взысканием – строгим выговором.
Летом 1916 г. свой отъезд из Якутии Мухамеджан Карабаев мотивировал как семейными обстоятельствами, так и состоянием здоровья (ухудшение зрения). Вернулся в родные места М. Карабаев после освобождения Кустанайской степи от колчаковцев. В Кустанайском уездном отделе здравоохранения были довольны, когда добровольно явившийся 60-летний врач заявил, что готов отдать все свои знания и силы делу служения советской власти и трудовому народу. В октябре 1919 года Мухамеджан Карабаев был направлен на борьбу с тифом, ему приказом по гарнизону города Кустаная было поручено заведование земской больницей.
Осенью 1921 года среди населения Кустанайского уезда вспыхнула эпидемия холеры. И Мухамеджан Карабаев, несмотря на преклонный возраст, ездил верхом по самым отдаленным аулам, лечил больных. Месяцами не получая жалования и пайка (в условиях голодного 1921 года), старый врач работал без отдыха, пока не была побеждена эпидемия.
В последующие годы Мухамеджан Карабаев распоряжением губернского исполнительного комитета был назначен заведующим Семиозерной, а затем и Боровской больницами. Работать приходилось в исключительно тяжелых условиях: не было необходимого медицинского инструментария, не хватало медикаментов, даже мыла. Но только неумолимая старость и пошатнувшееся здоровье заставили этого сильного человека, 40 лет самоотверженно трудившегося во имя здоровья и жизни людей, оставить любимое дело в 1927 году.
Пенсию за четыре десятилетия беззаветного служения людям врач Мухамеджан Карабаев получил уже при Советской власти, для чего потребовалось вмешательство Алиби Джангильдина.
Он писал характеристику- ходатайство в КазЦИК: «Врач Карабаев – единственный врач-казах, работавший на трудовом фронте самоотверженно 40 лет. Он принадлежит к числу тех немногих интеллигентов, которые с самого возникновения Советской власти предложили ей свои услуги, каковой момент усугубляется в отношении врача Карабаева еще тем обстоятельством, что ему во время Октябрьской было около 60 лет».
Назначение персональной пенсии Мухамеджану Карабаеву приурочили к 10-летию Великого Октября, но заслуженный врач смог пользоваться ею считанные месяцы. Он умер в 1928 году, на 70-м году жизни, уважаемый коллегами и любимый народом, ради которого и прожил он свою долгую жизнь, полную неустанного труда и самопожертвования.
Султан ДЮСЕМБАЕВ