23 мая 2018 - Веб-редактор
В конце XIX века на место будущего села и церкви приехала Анна Шереметьева из верующей христианской семьи и на то время была фрейлиной двора императорского высочества.
В 1898 году она вместе с экспедицией из 13 повозок и нескольких карет начала искать подходящее место для постройки поселения с землями для хлебопашества и сооружения
храма. Отметив несколько подходящих на своем пути участков земли, они достигли озера близ нынешней Анновки, где были приятно удивлены природным богатством в этом месте. Плодородные земли, доступ к озеру, в котором обитало несколько разновидностей рыб, и восхитительные угодья для скота, все это в сочетании создавало некую почти райскую землю.
Возглавлявшая экспедицию, Анна довольно долго ходила по берегу, вдыхая травянистый и влажный запах. Немного пораздумав, она решила создать здесь небольшое поселение в
честь себя.
Решили начать его строительство с самого важного на тот момент здания – храма, дабы Всевышний был благосклонен к ним и защищал их от возможных бед во время стройки деревни. Все же в те времена миссионерское движение и вера были развиты сильнее, чем сейчас. Место под будущую церковь пометили, немного перекопав ее приблизительную площадь,
после чего отправились обратно в г. Кустанае, для того чтобы найти деньги на возведение поселения и надежного подрядчика для этого. Им выступил купец Стихеев, который с радостью и рвением взялся за это дело.
В те времена сооружение храмов и церквей ценилось больше всего, из-за чего его строители получали солидное поощрение и награду не только от государства, но и от верующих.
К сожалению, для Стихеева шло не так гладко как хотелось. Хоть земли нынешней Анновки и были плодородны, но на них не было нужных строительных материалов для постройки. Например, отсутствие камней неподалеку и прочных деревянных балок. Даже компонентов для создания цемента не было, взамен ему пришла известь, которую
привозили из Варваринки. Также в строительстве использовали глину, песок и воду, которой в этой местности хватало. В то же время Анна Шереметьева уже начинала строительство самого поселка вокруг этой церкви и сбору людей, которые в будущем стали первыми переселенцами деревни.
По различным оценкам, возведение храма варьировалось от 3 до 5 лет, и только в 1903 году строительство завершилось, после чего в нем начались богослужения.
По многочисленным версиям церковь потрясала всех своим великолепным видом и архитектурой. Ее внешняя наружность из алой кладки кирпича превосходно сочеталась с серебристым куполом, чье яркое сияние под лучами солнца придавало ей некоей божественности.
Внутренняя утварь храма также могла похвастаться своими прекрасными росписями и иконостасами. Люди со всей округи приезжали в Анновку только для одной цели – увидеть Анновскую церковь. Но, к сожалению, времена меняются, а вместе с ним происходят и различные изменения. В 1917 году произошла Великая Октябрьская революция, из-за которой был свергнут царский режим и начало социалистического строя.
Из-за смены власти и трудных времен пожертвование церкви от населения снизилось. Вскоре по приказу главенствующей линии государственной политики новой власти, чье сознание было атеистическим, вначале из Анновского храма был изгнан священник, а после и последний иерей Ражков.
Двери же церкви остались открыты, и была предоставлена населению возможность вынести из нее всю церковную утварь и иконы. Внешний вид храма сохранялся вплоть до 1938 года, сияние серебристого купола стало хуже из-за влияния реки времени, однако он и не утратил его вовсе. Верующие не прекратили приходить в заброшенную церковь в свободное время, принося с собой свечку, зажигали ее и молились.
У государства просто не хватало средств, для того чтобы снести купол храма раньше, и исполнителя, который бы осмелился совершить подобное греховное действие. Тем не менее годы летели, а вместе с ними и менталитет людей изменился. Люди стали менее обращать внимание на веру, поскольку были заняты работой. Из-за этого нашелся один смельчак по имени Иосиф, который посчитал это здание довольно простым и прибыльным. Он готовился к этому довольно долго. Сделав специальные скобы и подготовив пилу, мужчина в назначенное время пришел к храму.
Туда подошел народ, который наблюдал, как Иосиф взбирается на верхушку церкви и купола. Мужчина последовательно вбивал в ее основание скобы и поднимался на них ввысь. Поднявшись на самую верхушку купола и закрепившись на месте, он начал пилить крест, который был сделан из дерева и обработанного для долгого противостояния всем ветрам.
Но даже так деревянный крест, в конце концов, был выпилен, после чего упал на землю. Сам же Иосиф, после выполнения своей задачи, спускаясь вниз, неосознанно повредил
руку. По необъяснимым и мистическим причинам, его конечность так и не восстановилась, а наоборот, состояние руки только ухудшалось, а после и вовсе отсохла.
Народ тут же посчитал это божьим наказанием Иосифа за осквернение святости храма. Даже сам мужчина в это верил, приходил на место храма и низко поклонялся перед ним, желая тем самым искупить свой грех. Однако его рука так и осталась в том же плачевном состоянии, а спустя несколько лет он скончался.
Затем появился человек, который посчитал заброшенное здание церкви довольно подходящим для создания клуба.
Так продолжалось более 50 лет, пока не пришли времена оптимизации и массового выезда из Анновки, храм снова оказался заброшен, а его утварь снова была вынесена.
По сей день остались руины некогда былого процветающего Анновского храма…
Әділхан ЕРҒАЛИ
при содействии
В. СТАРОДУБА