20 февраля 2017 - Веб-редактор
Саспенс, ирония, качественный саундтрек и интересные спецэффекты – в «Панночке» хватает всего понемногу, как в голливудском кино.
«Что есть чудо? И случается ли оно на земле?», – подобные вопросы, казалось бы, достаточно странные, но все же нередко приходят нам в голову практически каждый раз, когда мы сталкиваемся с тем, чего не можем просто понять или объяснить. Именно они стали главными для героев спектакля «Панночка». История, давно поведанная Гоголем и пересказанная Ниной Садур, погружает зрителя в мир непостижимых ночных тайн и прекрасных ужасов, перед которыми с детства замирает наша душа.
Начинается все с облаченных в длинные мантии людей, зовущих в ночи панночку и наводящих мурашки на зрителей. Далее ночь бесовства и танцев от главной героини и ее «подопечных». С первой секунды понятно, что панночка из другого мира, она «особая» – это передано и масштабно, и пластически – она тянет за собой, как шлейф, подобный длинной сети, вереницу странных фигур, выходящих из колодца, – это то ли люди, то ли души ведьм.
Утро встречают жители хутора – казаки Явтух, Спирид и Дорош, которые спорят о чуде и не единожды провозглашают всех женщин ведьмами. Также с ними болтает игривая Хвеська. Все знают, что дочь панна – ведьма. Однако появившегося в селе ученого человека из Киева Хому Брута ожидала роковая встреча. Он угодил в эту колдовскую сеть... Начался безмолвный поединок панночки и Хомы, стали возникать и тут же пропадать какие-то непонятные фантомы. Режиссер использовал в постановке спецэффекты. И борьба Хомы с ведьмой была показана на экране захватывающе-масштабно. Зрители попали в среду, где реальность и мистика соединились. Эта сцена получилась одной из ключевых в спектакле, в ней особая атмосфера. Игра главной героини, которая за весь спектакль почти не произносила слов, оказалась впечатляющей, интригующей и яркой.
«Панночка» – спектакль контрастов. Тихая идиллия украинского вечера сменяется ледяным кошмаром проклятой церкви, веселая казацкая пирушка переходит в ночной шабаш ведьмы и темных сил. Режиссер сумел создать уникальную среду, где происходят диковинные события и на наших глазах творятся чудеса. Все внимание концентрируется на дуете панночка (Александра Зинкова) – Хома (Руслан Бушинский). Между ними – напряженно-эмоциональная связь, переданная через ритм, пластику, слово. Борьба изнурит и погубит обоих, но в конце нее – Хома уже не заурядный бурсачишка, а человек, в котором бродят молодые силы, жизнь бьет через край, но теперь он способен понять – далеко не все в нем самом, в окружающем мире правильно и чисто, видимо, водится вокруг всякая скверна. Он не столько «убоялся», как гоголевский Хома, сколько проявил жалость к панночке-ведьме, дал слабинку, впустил ее в себя, от чего и погиб. Но вместе с ним погибла и она – его наваждение.
– Главная героиня играла практически без реплик, но она была очень пластичной и эффектной, – поделился своим мнением с «К-АГРО» начальник отдела по связям с общественность АО «Варваринское» Антон Труханов. – В целом интересно, что театр продолжает поиск, что-то находит, с чем-то экспериментирует. Я думаю, что это привлекает публику, потому что всегда интересно, что на этот раз режиссер, труппа и театр предложат зрителю. Мне кажется здорово, что режиссер использовал в постановке спецэффекты. Здесь конечно важно чувство меры, не перебарщивать с этим, и полагаю, что современному зрителю вот такое прочтение «Вия» может быть интересно. Считаю, что театр не должен быть оплотом чего-то неизменного, все таки нужен поиск. Также хотелось бы отметить работу по звуковому оформлению.
Кристина ГЕРАСИМОВА
фото Марины ПЕРВУХИНОЙ