22 мая 2018 - Веб-редактор
На Астанинском экономическом форуме многие эксперты отметили, что у нас развиваются мировые тренды:
· цифровизация,
· чистая энергия,
· рост населения,
· урбанизация,
· а также роботизация рынка труда.
Однако эти инициативы сталкиваются с казахстанскими реалиями и желаемого темпа развития, увы, не набирают. Так считает экономист Рустем Жансеитов.
Точечная цифровизация
— Экономика развивается, но точечно и несколько бессвязно. Если взять цифровизацию, то в отношении всевозможных штрафов этот процесс внедряется, работает и приносит дополнительную прибыль в бюджет. Но не везде это гладко. К примеру, у МВД уже долгое время не могут синхронизировать оплату штрафов с регистрацией,
в результате зачастую творится неразбериха, которая раздражает людей. Например, буквально на днях съездил в Отдел административной практики дорожной полиции. При входе и в помещении толпа, бардак, очереди человек в 100 и совершенно неясно, куда идти и к кому обращаться, прямо как в старые «совковые» времена. А ведь это все можно спокойно перевести в «цифру» и даже сэкономить на лишних процедурах и процессах, — делится экономист.
Тотальный контроль — главная цель?
Жансеитов считает, что многие моменты цифровизации в Казахстане осуществляются сегодня не столько для блага граждан, а скорее, для усиления тотального контроля
— Государство хочет знать, у кого что есть, кто сколько зарабатывает, у кого какие доходы появляются и так далее. Это позволит расширить налогооблагаемую базу и опять-таки увеличить поступления в бюджет. По-моему, прежде всего необходимо сосредоточиться на цифровизации более близких населению сфер, и прежде всего ЖКХ. Несмотря на кое-какие успехи, там еще имеются заметные провалы и недочеты, — отмечает он.
Китайцы не стоят на месте
Что касается внедрения зеленых технологий, в Казахстане, по словам экономиста, все это развивается большей частью декларативно – главное, что у нас такое есть. А что именно и насколько хорошо работает — вопрос уже второй, если не третий.
— Стартовали некоторые небольшие проекты, но толком они и не работают. Вот на юге запускали каскады мини-ГЭС, но особой пользы от них не видно. Хотя задумывались они как первая очередь более глобального охвата. Или взять, к примеру, ветровые электростанции — не слышал, чтобы они оказывали какое-то заметное влияние в масштабах страны или регионов. Одно время я работал в структуре, где уже долгое время якобы изучают и разрабатывают различные проекты, связанные с производством альтернативной энергетики. По многим проектам происходит так: его раскручивают, но к моменту запуска он уже морально и физически устаревает. А в это время те же китайцы ушли далеко вперед, так как у них все развивается совершенно не так, — замечает Рустем Жансеитов.
Отсталая наука
В науке Казахстана в настоящее время одним из устоявшихся трендов является поддержание старых, практически неразвивающихся структур, которые работают старыми методами, а на их содержание и поддержку исследований тратятся большие средства. Которые однако не приводят к каким-то действительно серьезным успехам и прорывам. Нередки случаи, когда продукция, запланированная к производству, уже с самого начала устарела и неконкурентоспособна
— Так что я скептически отношусь к масштабному развитию использования у нас чистой энергии. Вспомнить даже зимой Астану в смоге — о какой чистой энергии после этого может идти речь? — задается вопросом эксперт.- Только на газ все и уповают, однако газ — это не есть чистая энергия.
Урбанизация по-казахстански
Ввиду того, что уровень жизни большей части нашего населения находится на достаточно низком уровне, за лучшей долей люди едут в города. Но ведь такой вид урбанизации является негативным.
— В развитых странах население живет примерно на одном уровне. И мегаполисы создаются для того, чтобы жители контактировали между собой, сокращалось расстояние, выстраивались более эффективно рабочие процессы. У нас же от нищеты и безработицы все бегут из сел в города. Кому охота жить в депрессивных селах? У нас получается урбанизация «наоборот»: не по экономическим, а по социальным причинам. Поэтому — и я об этом неоднократно говорил — не надо «вбухивать» деньги только в города, делая их центрами тяжести. У нас пустуют и не осваиваются огромные территории. В ближайшие годы особенно необходимо вкладываться в развитие регионов, областных центров и их окружение, — утверждает Рустем Жансеитов.
Почему казахстанцы не хотят рожать
Социальная политика страны не способствует увеличению рождаемости.
— Материнские выплаты мизерные — кого ни спроси, все об этом говорят, даже на детские подгузники не хватает, не говоря уже про все остальное. И тут мы снова возвращаемся к общей преамбуле: пока у населения не будет нормальных доходов и действительно серьезной поддержки от государства, особого роста рождаемости ожидать не стоит. До последней девальвации, лет десять назад, у нас было все на довольно неплохом уровне. В стране были хорошие зарплаты, достойный уровень жизни. Увы, девальвация все перечеркнула, — считает он.
Работать некому
Особенно заметно девальвация ударила по людям с низкими доходами, прежде всего в сельской местности. Села пустеют, заниматься сельским хозяйством некому.
— Если в селах живут ужасно, как вы будете развивать сельское хозяйство? Выделите вы деньги, закупите технику, внедрите технологии и т. д…
А работать ведь практически некому! И чтобы все эти высокие технологии, о которых вещают с трибун, эффективно работали, нужны квалифицированные специалисты,
умеющие ими управлять и обслуживать. Внедрить можно все, но будет ли это эффективно работать в дальнейшем? Или будет опять пустая трата средств? Снова привлекать внешних специалистов? Думаю, в том же Китае много желающих, кто бы мог этим заниматься, — подмечает экономист. Таким образом, прежде чем что-то внедрять, нужно позаботиться, кто и как это будет делать.
В Узбекистане направление более верное…
— Если сравнивать нас с Узбекистаном, в последнее время он начал активно интегрироваться в мировое сообщество. И при правильном сохранении вектора, пока мы будем продолжать «барахтаться» в своих дисбалансах, он уже через несколько лет может нас обогнать. Хотя бы потому, что у них
· большое население,
· они более консолидированы,
· у них гибкое оперативное управление,
· они имеют лучший опыт развития несырьевых сфер экономики.
Узбекистан сейчас находится в начале своего пути по интеграции с современными технологиями и мировым экономическим сообществом. Они поняли свои прежние ошибки, сделали выводы и я вижу там правильное направление и правильные задачи, которые правительство ставит перед собой. И они очень быстро учатся, — считает Жансеитов.