Возвращаясь к истокам

23 ноября 2017 - Администратор
article15416.jpg

Общеизвестно, что нет и не может быть народа без истории, ведь история – это память наших предков, запечатленная в исторических событиях, материальной и духовной культуре, которая передается из поколения в поколение. Если этого не происходит и народ на своей собственной земле лишается своей исторической памяти, то прерывается историческая преемственность между поколениями, нарушается этногенетический код народа, что может быть чревато серьезными культурными и духовными катастрофами. «Именно память делит время на прошлое, настоящее и будущее, из которых реально только прошлое», – писал известный исследователь-тюрколог Л. Гумилев. «Даже погибшее, но уцелевшее в памяти – не мертво», – отмечал также ученый.

Поэтому важно помнить и знать историю своей страны, своего народа, своего родного края. Особенно это актуально сегодня, когда происходит возвращение к собственной истории, к своим национальным истокам, когда возрождается национальное самосознание и пробуждается интерес к истории родного края. В год знаменательного для Казахстана исторического события – 100-летия образования Алаш-Орды необходимо вновь взглянуть в историческое прошлое казахского народа и возродить имена незаслуженно забытых исторических личностей, внесших свой вклад в развитие родного края и Казахстана в целом.

Как отметил Президент Казахстана Н. А. Назарбаев в своей статье «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру», изучать и знать историю своей малой родины, являющейся неразрывной частью истории Казахстана, чрезвычайно важно для государства и общества. Каждый край богат своей неповторимой историей, духовными ценностями, дошедшими до наших дней от предков, известными и неизвестными историческими личностями, имена многих из которых остаются в забвении. Вместе с тем, чтобы воспитать у молодого поколения патриотизм, любовь и уважение к истории страны и своего родного края, каждый молодой гражданин Казахстана должен вырасти на почитании памяти предков, впитать в себя любовь к своей земле, ее прошлому и настоящему, самое главное, знать историю своего родного края.
 


Одной из ярких личностей, сыгравших большую роль в истории не только своего края, но и всего Казахстана, является Отей батыр (приблизительно 1714-1749 гг.), из рода Аргын (ветвь – младший Аргын), героически сражавшийся против калмыков за независимость родной земли и своего народа. Его род издавна кочевал в бассейнах рек Торгай и Тобол. Согласно устным источникам казахского шежире, Отей батыр воевал с волжскими калмыками (последние являются частью джунгар – прим. авт.) на территории Младшего жуза (то есть Западного Казахстана) и в одном из сражений был смертельно ранен и умер в возрасте 35 лет. Когда калмыки в ходе наступления на казахские земли захватили территории до реки Ойыл, пришедший на помощь казахским ополченцам Младшего жуза отряд из Среднего жуза воглавлял Отей батыр, который собрал ополчение из казахских джигитов в родных кочевьях в междуречье рек Торгай и Тобол. По другим источникам, Отей батыр совершил военный поход со своих кочевий на запад на помощь своим соотечественникам, кочевавшим в бассейне реки Жайык (или иначе Урал), чтобы освободить их от калмыков. Как утверждали аксакалы, знавшие старину, Отея батыра отправил на помощь казахам Младшего жуза известный Шақшақ батыр.

В ходе ожесточенного сражения казахи во главе с Отеем батыром начали теснить калмыков, однако последние пошли на хитрость и решили убить командира казахского отряда, смело врывавшегося в ряды калмыцкого войска, чтобы привести их ряды в смятение. Улучив подходящий момент, один из воинов противника вонзил копье в незащищенный от ударов затылок Отей батыра. Но сарбаз Отея батыра убил калмыцкого воина, отомстив за смерть своего командира. По рассказам тех аксакалов, когда Отей батыр был убит в том сражении, то одновременно был тяжело ранен и командующий отрядами Младшего жуза Тайлақ Бекежанұлы. После смерти своего командира в 1749 году воины похоронили его в той же местности и оставили на его надгробье надпись с его именем и названием рода. Затем, после победы над калмыками, бии и батыры Младшего жуза поставили в честь батыра из Среднего жуза надгробный камень за его подвиги в борьбе с калмыками, однако по прошествии лет могила была затеряна. И лишь в 2007 году могила Отей батыра была найдена, а в 2008-м потомки батыра воздвигнули надгробный камень из красного гранита с надписью «от благодарных потомков его сыновей». Такой же надгробный камень поставили на его исторической Родине, в селении Қызбел Жангельдинского района Костанайской области (бывшая Торгайская область). Могила Отей батыра находится в местности Қарабау (современный Кызылкогинский район Атырауской области), а его кладбище получило в народе название «Өтей қорымы – могила Отея».
 


Известный би Младшего жуза Есентемір Бокен перед смертью говорил, что долг всех казахов – помнить о славном своем предке и завещал потомкам, чтобы его похоронили рядом с могилой Отей батыра, что свидетельствует о признании потомками последнего его заслуг перед народом, особенно перед родами Младшего жуза.

Говоря о потомках Отей батыра, из 6 его сыновей наиболее известным был Бекбаулы би, который был соратником и сподвижником Жаныбек батыра и вместе с другими батырами участвовал в изгнании последних осколков волжских калмыков, возвращавшихся через казахские земли на свои прежние кочевья в Джунгарии.

По казахским шежире, Бекбаулы Отейулы долгие годы проживал на берегу реки Шыршық, протекающей по территории Южного Казахстана и Узбекистана и среди населения сохранилось много рассказов не только об отваге Бекбаулы би, но и его несметных богатствах. До настоящего времени один из переходов через реку Шыршық называется «переходом Бекбаулы», так как при переходе его скота через реку данный переход якобы растягивался на несколько километров и не было видно ни начала, ни конца этого перехода. Кроме того, Бекбаулы би прославился среди народа своей щедростью и благотворительностью. Например, он бесплатно раздавал каждому из детей своих наемных работников (қонсы), прошедших мусульманский обряд обрезания по молодому коню (тай), а по достижении ими 13-летнего возраста он собирал их всех вместе, устраивал для них той (празднество) и давал свое благословение.

Бекбаулы Отейулы был известен своему народу и как справедливый би. Как-то к нему пришел с просьбой принять справедливое решение один из храбрых батыров, поймавший вора, укравшего его любимого коня. Тогда Бекбаулы би сказал, обращаясь к вору, укравшего коня у известного батыра: «Быстрый конь защищает своего хозяина-батыра, а батыр защищает свой народ, ты же лишил батыра не только его крыльев – коня, а чуть было не лишил народ своего защитника-батыра. Поэтому выплатишь кун (своего рода штраф-компенсацию) потерпевшему за украденного коня, а если украдешь повторно, будешь изгнан из страны на черном осле и убит, как преступник». Все собравшиеся на суд люди стали довольны принятым бием суровым, но справедливым наказанием.

Источники свидетельствуют, что Бекбаулы би приучил казахов-кочевников земледелию, в особенности поливному земледелию, которое было известно казахам еще с древности.Он был известен и как предприниматель, вывозивший на рынки Самарканда, Ташкента лошадей и овец для продажи. Купленные там различные ткани, сладости, фрукты и другие продукты питания он не только сам потреблял, но и бесплатно раздавал своим сородичам и о его щедрости и богатствах ходили легенды. Как-то Бекбаулы би во время торговых сделок на рынке города Самарканда увидел на прилавке очень дорогую ткань, продавец товара, заметив его взгляд, ухмыльнулся и с надменным высокомерием сказал: «Этот товар не для казахов, его надевают только ханы». Разгневанный на унизительные для казахов слова, которые задевали не только его самолюбие, но и всех казахов, Бекбаулы би полностью выкупил дорогой товар. Увидев погруженный на лошадей весь свой товар, торговец не знал, что сказать от сожаления. Как утверждают источники, по приезде в родные кочевья Бекбаулы би одел в одежду из дорогой ткани всех уважаемых и почитаемых аксакалов своего аула.

Большое внимание Бекбаулы би уделял образованию и знаниям детей. Так, для обучения детей грамоте и знаниям он специально приглашал из Самарканда и Бухары грамотных людей, учителей, а также наиболее способных учеников отправлял на учебу в эти города, тем самым создавая основу для систематического обучения детей.

Бекбаулы би Өтейұлы похоронен в Туркестане в некрополе мавзолея Кожа-Ахмета Яссауи.(в некоторых источниках в мавзолее).

Занимавшие земли между реками Торгай и Тобол потомки Отей батыра от его 6 сыновей составили род под названием «Отей» по имени своего дальнего предка-батыра. По сведениям Оренбургского генерал-губернаторства, число потомков Отей батыра от его 6 сыновей по мужской линии в 1843 году составили 2588 человек. Второй подсчет рода Өтей проводил казахский просветитель Ы. Алтынсарин в 1869 году.

Род Отей до революции проживал в 4-х волостях Торгайского уезда (Қарақоға, Сарықопа, Наурызым және Қараторғай), в летнее время кочевал до лесов Аманқарағая. Их всех возглавлял Қадырбай Байғозин, дед Сейдәзім Қадырбаева, одного из видных деятелей партии «Алаш» и Алаш-Орды.

Впоследствии в результате голода, репрессий и послевоенных трудностей род Отей оказался разбросанным по всей территории Костанайской области и всего Казахстана.

Сегодня имена Отей батыра и Бекбаулы би Отейұлы недостаточно известны своему народу, прежде всего, молодому поколению, нашим землякам – костанайцам, так как о них написано еще очень мало из-за отсутствия источников. Поэтому задача ближайших лет состоит в том, чтобы найти и исследовать неисследованные архивные и другие письменные и устные источники о них и их известных потомках, таких, как Күшік би, Толтан би, Ағытай би и других, занимавших должности волостных управителей и, в частности, управителей Майкаринской волости Торгайского уезда.

Имена наших знаменитых земляков Отей батыра и Бекбаулы би Отейулы, сыгравших большую роль не только в истории края, но и в истории Казахстана в целом, не вошли в сакральную карту Костанайской области по причине того, что они захоронены не на территории нашей области. Они защищали нашу землю от врага и сыграли большую роль в развитии культуры и просвещении народа. Поэтому их имена должны быть в сакральной карте области, чтобы навсегда увековечить и сохранить эти имена для потомков.

Асия АЙТЕНОВА

comments powered by HyperComments

Послание

15000

Г-спешл

 

Облако тегов

1 мая 100 шагов по реализации 5 реформ Air astana Diezel sun Diezelsun Expo Mazda2 Qagro.wordpress.com «атамекен» «горняк» «лучший товар казахстана» «сделано в казахстане» «шаңырақ» автомобили авторынок аким акимат акиматы акция алмазбек атамбаев