Фермерам хотелось бы решить больше вопросов

13 апреля 2017 - Веб-редактор
article13467.jpg

На прошлой неделе в министерстве сельского хозяйства прошло расширенное заседание Совета фермеров РК, в котором принял участие первый вице-министр сельского хозяйства Кайрат АЙТУГАНОВ. Посвящено оно было насущным делам крестьян. Костанайскую область на этом Совете представлял заместитель главы Костанайского филиала РОО «Союз фермеров Казахстана» Александр БОРОДИН. С ним мы и говорили о том, какие вопросы поднимались на Совете. 


 

Деньги

 


В первую очередь, по заведомо сложившейся традиции, чиновники проинформировали о значительной государственной поддержке сельского хозяйства и в очередной раз напомнили о том, что АПК в этом году поддержат на 60 млрд тенге. Эта сумма будет поделена между 1,5 тыс. хозяйствами с охватом 3 млн гектаров. Остается только напомнить, что в этом году посевная пройдет на площади почти 18,5 млн гектаров при общей площади размещения сельхозкультур – почти 22 млн гектаров.

 


Вот потому-то первыми в очереди на получение господдержки производители масличных и кормовых культур – 22 млрд тенге. А вот фермеры, сделавшие ставку на яровую пшеницу, потеряют приоритет: в прошлом году наблюдалось затоваривание этим злаком, на чем акцентировал внимание собравшихся первый вице-министр. Но подбодрил приунывших хлеборобов тем, что после начала апреля оставшиеся 38 млрд тенге будут выделены по всем культурам без исключений.

 


ГСМ

 


А потом начались прения сторон. В первую очередь была затронута тема ГСМ. В этом году, как отметил Кайрат Айтуганов, дизтоплива на весну выделили в объеме 375 тыс. тонн, из них на март-апрель – 245 тыс. тонн. С учетом снятия акцизов средняя цена литра – 105 тенге, а с учетом расходов операторов для хозяйств она составит порядка 121 тенге при среднерыночной 131. Но оказывается, что с их получением не все гладко. Прежде всего, выступили аграрии Карагандинской области, а все из-за того, что их оператор находится в Алматы. Тут же к обсуждению этого вопроса подключился Павлодар и Акмолинская область, так что обсуждение данной темы растянулось на час. Представитель КХ «Болашак 1» из Акмолинской области Алтай Оспанов обозначил такие расчеты:

 


– В 2015 году стоимость ГСМ составляла 85 тенге за литр, в 2016 году – 95,5 тенге, то есть с повышением на 11,2%. В этом году по Целиноградскому району отпускная цена дизтоплива составила 115 тенге, или с ростом на 13,1%. Все основные виды затрат идут пропорционально росту цены на ГСМ. И если проанализировать, получается, при пропорциональном повышении цены на другие энергоносители на уровне дизельного топлива себестоимость пшеницы, допустим, если она в этом году составит у меня 43 тыс. 604 тенге, в следующем году она уже будет 49 тыс. 600, представляете? Грузоперевозки, транспортные расходы и так далее – все это, если будет дорожать пропорционально на 13%, я думаю, получить реальную рентабельность по сельскому хозяйству будет проблематично.

 


«Прочая деятельность»

 


– Нами поднимался вопрос и «о прочей деятельности», которой запрещено заниматься крестьянским хозяйствам, – сказал Александр Бородин. – А ведь от нее во многом зависит социальная поддержка села. С 1 января 2018 года этот пункт будет убран, так что данный вопрос отпал…

 


Сам Бородин поднял вопрос о субсидировании весенне-полевых работ под гарантию СПК «Тобол».

 


– Айтуганов выступал и сказал, что СПК лишили этого права, – пояснил Александр Иванович. – Но Костанайская область ничего не должна. Обращался с этим вопросом и аким нашей области к министру и отмечал, что ВПР и уборочные работы надо кредитовать без залога и проводить форвардный закуп зерна, как было раньше. Но в Минсельхозе конкретно уперлись, мотивировав тем, что СПК не вернули 2 млрд тенге. Дескать, деньги эти зависли. Но что такое 2 млрд тенге при выделенных по республике 60?

 


«Бодались» по этому вопросу тоже долго. И вице-министр уже начал отвечать в резкой форме. Но потом представитель Карагандинской области тоже резко сказал: «Почему вы сегодня отнекиваетесь? Вы наше профильное ведомство и не хотите нас поддерживать? Почему тем же ГСМ сегодня рулят не министерство энергетики и Минсельхоз, а операторы? Почему такую цену поставили? Кто просчитал логистику, при которой цена вырастает со 105 тенге до 126?»

 


На что Айтуганов ответил, что это прерогатива акимов, которые выбирают операторов, с ними и разбирайтесь.

 


– Как мы с ними будем разбираться? – продолжил Бородин. – Получилось, что Минсельхоз самоустранился от решения данной проблемы. А что касается форвардного закупа зерна… Не знаю, как некоторые аграрии будут сеять в этом году, но проблемы, конечно, возникнут. Сейчас Минсельхоз везде дает отчеты, что у нас по областям нигде нет аграриев, кто хочет взять деньги без залога. Но это все вранье. Почему наш родной Минсельхоз не хочет нас поддерживать по ВПР и направляет кредитоваться через АКК, кредитные товарищества. Но там везде залог требуется, куча бумаг и многие крестьяне сейчас просто отказываются идти их оформлять.

 


Налоги

 


Тема налогообложения крестьянских хозяйств на Совете также прозвучала. Сельхозтоваропроизводителей успокоили: с 1 января 2018 года льготы по НДС снимаются, а может и раньше в связи с тем, что при вступлении в ВТО НДС не должно льготироваться. Но зато было обозначено, что вместо 12% НДС, что они платили раньше, будут платить всего 4%. Это почти те же 70% льготы.

 


– Огорчает то, что НДС нам платить все же придется, – отметил Бородин. – Уже с этого года начали действовать правила, в соответствии с которыми назначена пороговая реализация для крестьянских хозяйств в 30 тыс. МРП – 68 млн тенге. Переступаешь ее, лишаешься льгот и становишься плательщиком НДС. Забыл встать на учет в налоговой – штраф. Сделали такую градацию: с 2017 года – 30 тыс. МРП, с 2019 – 25 тыс., с 2020 – 15 тыс. МРП, так что можно ожидать, что градацию доведут до нуля, и все крестьяне будут платить НДС. Но мы еще будем бороться с этим вместе с СФК и с Национальной Палатой предпринимателей.

 


Здесь же фермерам презентовали и новые правила страхования в растениеводстве. В недрах Минсельхоза придумали новую схему. Если раньше обязательным страхованием посевов занимались частные компании, то в скором будущем по задумке чиновников этим должны заняться страховые компании.

 


– Раньше можно было договариваться, чтобы они не сильно «загибали» расценки, – прокомментировал ситуацию Бородин. – Потому что страховой случай возникает не всегда. Кто нормально работает, у него никогда страховой случай не произойдет. Но он вынужден пусть и небольшие деньги, но платить. Теперь же в Минсельхозе хотят перевести страхование из этих специализированных компаний большим игрокам рынка, которые страхуют и транспорт, и недвижимость, и жизнь. Они и так хорошо живут. Но еще в правилах пишут: увеличить расценки в пять раз. Вы понимаете, какая будет финансовая нагрузка на крестьян? С 1 июня начинается медицинское страхование. На нас ложится пока 1%, со следующего года работодатели будут платить 5% за каждого работника пенсионных отчислений. И хотят еще увеличить страхование посевов. Я был бы согласен, если бы эти страховки, что мы платим, попадали в бюджет. Потом бы из него они нам в виде субсидий вернулись. Но зачем мы опять кормим частные компании, которые будут наживаться?

 


Поговорили, разошлись

 


Бородин подвел итог: в целом совещание прошло не так, как хотелось:

 


– Официально: в этом году государство уделяет особое внимание качеству семян. В рамках соответствующей гос-программы усовершенствован механизм поддержки семеноводства. С этого года возобновлено субсидирование оригинальных и элитных семян, а семена первой репродукции будут дотироваться только по приоритетным культурам и без минимальных норм.

 


Но почему не субсидируются семена первой репродукции? Ответ прозвучал примерно такой: «денег нет». Но это же половинчатое решение: ранее субсидировали 1, 2 и 3 репродукцию, потом субсидирование вообще убрали. Теперь только элиту оставили. А первую репродукцию, которую аграрии должны вырастить и продать, они не субсидируют. Естественно, цены рыночные, надо их уменьшить, и крестьяне будут покупать нормальные семена. А так, сегодня по республике до 30% аграриев сеют семенами массовой репродукции. Но в итоге власть опять сказала: занимайтесь диверсификацией. Переходите на масличные.

 


Бородин подчеркнул, что фермерам хотелось решить больше проблемных вопросов, однако и то, что удалось многие поднять, уже хорошо. Осталось только не забюрократить их решение и довести до обоюдовыгодного результата.

 

 

Тимур ТУРКЕСТАНОВ
фото из архива К-АГРО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

Послание

15000

Г-спешл

 

Облако тегов

1 мая 100 шагов по реализации 5 реформ Air astana Diezel sun Diezelsun Expo Mazda2 Qagro.wordpress.com «атамекен» «горняк» «лучший товар казахстана» «сделано в казахстане» «шаңырақ» автомобили авторынок аким акимат акиматы акция алмазбек атамбаев