Ерлан САГАДИЕВ: Общая образованность населения не должна зависеть от жизненных факторов, обстоятельств…

15 апреля 2016 - Веб-редактор
article10093.jpg

Заместитель Премьер-Министра РК Дарига НАЗАРБАЕВА провела совещание по вопросам реализации «Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы» в 2015 году с участием представителей депутатского корпуса Мажилиса, ряда республиканских министерств, Общественного Совета МОН РК. Министр Ерлан САГАДИЕВ рассказал об итогах исполнения госпрограммы на 2011-2020 годы в 2015 году, доложил о своем видении реализации «Государственной программы развития образования и науки на 2016-2019 годы». 

 

 

Дошкольное образование

 


Увеличилась сеть дошкольных организаций, разработаны обновленные программы образования, программы для детей с ограниченными возможностями. С 2015-2016 учебного года начата апробация образовательной программы предшкольной подготовки для детей от 6 до 7 лет и УМК на базе 30 пилотных школ (24 предшкольных класса с контингентом 495 детей). Но надо сказать, демографические и миграционные тенденции способствуют увеличению дефицита дошкольных мест. В 2015 году количество детей, состоящих на очереди в детские сады составило 545,4 тыс. Из них 444 714 (81,5%) – в городской местности и 100 688 (18,5%) – в сельской. Очередность детей в возрасте от 3 до 6 лет – 185,6 тыс. Ее наибольший уровень зафиксирован в Астане (87,6 тыс.) и Южно-Казахстанской области (78,5 тыс.).

 

 

 

 

Не внедрены системы оценки уровня готовности детей к обучению в школе. В силу отсутствия национального рейтинга дошкольных организаций затруднена объективная оценка эффективности их деятельности. Низкими темпами внедряется раннее развитие детей (РРД). Всего 16% детей от 1 до 3 лет охвачены дошкольным образованием, отсутствуют образовательные программы для детей до 1 года.

 

 

Также серьезным препятствием для РРД является слабая осведомленность родителей (17%) о важности раннего развития детей. Только 4% родителей считают необходимыми услуги дошкольного образования для детей до одного года. Также требуют активизации меры по внедрению инклюзии в системе дошкольного образования. Соответствующие условия создали только 8,5% учреждений.

 


Среднее образование

 


В системе среднего образования введено в эксплуатацию 158 школ, ведется работа по трансляции опыта Назарбаев Интеллектуальных школ, разработаны экспериментальные интегрированные учебные программы, реализуются меры по переходу на 12- летнюю модель обучения.

 

 

Опыт НИШ будет транслироваться во все 7, 5 тыс. школ Казахстана. Модернизирована система повышения квалификации учителей.

 

 

 

 

Есть одно большое «но» – остается актуальным вопрос аварийных школ (69) и школ с трехсменным обучением (89). В Алматинской области – 49 трехсменных школ, ЮКО – 23, Жамбылской – 5. За пять лет по стране удалось сократить количество аварийных школ на 125 единиц. И за эти же пять лет в Казахстане построено свыше 500 школ! Пока еще в приспособленных зданиях расположены 42,5% МКШ. Проблемным вопросом остается качество учебников: 88%, поступивших от издательств, направляются на доработку.

 

 

Высокой остается потребность в учителях, преподающих естественно-математический цикл (ЕМЦ) предметов на английском языке. Так, в 2013-2014 учебном году из 50 тыс. педагогов ЕМЦ общеобразовательных школ Казахстана на английском преподавали 618 (1,7%).

 


Сейчас один из самых обсуждаемых вопросов – необходимость изучения английского языка. По мнению министра, сегодня много новых технологий, при использовании которых и при полном погружении в изучение человек может начать говорить на английском языке за период от 2 до 6 месяцев. Ерлан Сагадиев сообщил о социальном проекте Фонда KATEV: «Этим летом 18 тыс. детей со всей республики во всех областях пройдут в летних лагерях отдыха месячный курс английского языка, и такие же занятия планируется организовать для учителей школ «Дарын». С 1 сентября в школах «Дарын» начнется переход к преподаванию химии, IT на английском языке. Постепенно эта практика начнет реализовываться в национальном масштабе».

 


Если говорить о необходимости 12-летней модели, сегодня уже ясно: за 11 лет невозможно охватить все новое содержание образования, 11 класс – более конкретизированная старшая школа химического, математического или других направлений, 12 класс по сути – foundation вузов, промежуточное звено между школой и университетами, в котором очень важна кооперация.

 


Отвечая на вопрос Дариги Нурсултановны о перспективах дистанционного обучения, Ерлан Сагадиев сказал: «Еще вчера скептики утверждали, что дистанционное обучение уступает аудиторному, занятиям в классах, но сегодня совершенно очевидно, что этот вид обучения очень перспективный и действенный. Необходимо, чтобы учителя мобильно и эффективно могли учиться и учить по такому методу.

 

 

Опыт НИШ, «Касипкор» будет все больше распространяться таким образом». Например, вполне реальным в скором времени станет прослушивание лекций самых лучших физиков, химиков, биологов и даже в режиме вопросы-ответы учителями, школьниками в самых разных уголках страны, в том числе и малокомплектных школ (МКШ). Безусловно, это будет возможностью получения самых лучших запоминающихся уроков, не хуже обычных в классе!

 


Профтехобразование

 


В системе ТиПО разработана институциональная модель функционирования системы независимого подтверждения квалификации на базе отраслевой ассоциации, ведется работа по обеспечению общежитиями, расширению сети учебных заведений ТиПО, внедряются принципы дуального обучения.

 

 

Но все еще низкие показатели охвата системой ТиПО! Требуют совершенствования механизмы привлечения работодателей в процесс обучения. Дефицит педагогов с опытом работы на производстве не позволяет готовить востребованных специалистов. На недостаточном уровне организована работа по прохождению процедуры аккредитации колледжами. С 2013 года за счет собственных средств ее прошли только 16 колледжей (12 государственных и 4 частных), из них 14 – институциональную и 2 – специализированную.

 


Министру задали вопрос: «С чем же все-таки связано снижение показателей охвата в нашей стране молодежи учреждениями ТиПО?» Сагадиев ответил:

 

«Считаю, что в немалой степени это связано с выставленными барьерами на пути к вузам, жесткостью ЕНТ. Из-за последнего фактора практически в никуда уходит почти 21 тыс. молодых людей, часть уезжает учиться дальше за границу. Но теперь у нас смягчаются условия ЕНТ, в частности, есть возможность повторной сдачи».

 

 

Высказался министр и относительно распространения опыта Холдинга «Касипкор»: «На самом деле это великолепная программа, которая берет за основу западный контент. Но, к сожалению, очень долгий срок, чтобы опыт дошел до колледжей – 7-12 лет. У Холдинга уже есть 46 новых программ, в этом году появится еще 65. Сейчас все они будут передаваться во все 807 колледжей страны. Также «Касипкор» организует курсы повышения квалификации для 18 тыс. преподавателей колледжей».

 

 

 

 


«Мы хотим готовить детей, студентов так, чтобы в целом население Казахстана было высокообразованным! – подчеркнул Е.Сагадиев. – Общая образованность не должна зависеть от занятости людей, каких-то экономических, социальных и прочих потрясений, она должна быть независима от курса валют, роста цен и прочих жизненных факторов. Для этого НАДО УЧИТЬ! Мы уверены, что предоставление молодежи права бесплатного получения рабочих специальностей сделает настоящий прорыв в желании молодежи учиться, получить профессию, и это действительно хорошее найденное решение.

 

 

Отрезать от общей системы образования слабоуспевающих детей, скажем тех же троечников, не есть выход из положения. Надо с раннего детства и дальше по всем ступеням образования вести их, давать качественные знания, и тогда мы придем к общей образованности реально. 100% охват в дошколе, школе, профтехобразовании, максимальные возможности получения высшего образования – к этому мы стремимся».

 


Как бы ни шел семимильными шагами прогресс, скорее всего, никогда не появиться роботам- сантехникам, роботам-плотникам, роботам по маникюру… Человеческие руки – вся надежда на них, а кто их учит труду? Мы сами. Рабочие кадры были, нужны и будут востребованы всегда!

 


Высшее образование

 


В системе высшего образования для повышения качества ведутся работы по заключению договоров с предприятиями о прохождении практики с последующим трудоустройством, повышается уровень занятости выпускников, развивается мобильность студентов в рамках Болонского процесса, расширена академическая свобода вузов, для интеграции образования и науки при вузах создаются НИИ и инновационные структуры.

 

 

Проблемой высшей школы остается недостаточная обеспеченность студенческими общежитиями. Так, по состоянию на 2014-15 учебный год в 114 вузах имеется 237 общежитий, в том числе 150 – при государственных, 87 – при негосударственных.

 


30% от общего количества иногородних студентов (241 175 чел.) нуждаются в общежитии. Требует совершенствования качество формирования государственного заказа. Удельный вес научных разработок в 10 раз ниже уровня развитых стран. Низким остается вклад вузовской науки в социально-экономическое развитие страны, но с учетом реализации нового этапа Госпрограммы эти вопросы должны будут продвинуться гораздо быстрее и эффективнее!

 


Ляззат ШУЛЕНОВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

comments powered by HyperComments

Послание

15000

Г-спешл

 

Облако тегов

1 мая 100 шагов по реализации 5 реформ Air astana Diezel sun Diezelsun Expo Mazda2 Qagro.wordpress.com «атамекен» «горняк» «лучший товар казахстана» «сделано в казахстане» «шаңырақ» автомобили авторынок аким акимат акиматы акция алмазбек атамбаев