Весь феномен – в организации учебного процесса

7 апреля 2016 - Веб-редактор
article9994.jpg

Феномен КТЛ – казахско-турецких лицеев, начавших свою деятельность в 1992 году. В чем он – думают многие, когда в очередной раз звучит информация, что их ученики показывают наилучшие результаты на олимпиадах областных, республиканских, международных уровней. Как получается успешно взращивать юных казахстанских гениев физики, математики, химии, которые к тому же к выходу из стен учебных заведений замечательно владеют государственным, русским, турецким, английскими языками? Об этом и другом наша беседа с вице-президентом Международного общественного фонда «KATEV» Нурболом ТУЛЕБАЕВЫМ. 

 

 

– Нурбол Насырбаевич, какие главные итоги работы КТЛ за эти более чем 20 лет можете назвать?

 


– Самые первые КТЛ открылись в 1992 году в трех городах Казахстана: Алматы, Кокшетау, Туркестане. Сегодня в нашей стране работают 27 КТЛ, 2 колледжа, три частные школы, две международные и также Университет им. Сулеймана Демиреля. При этом большинство педагогов мы взращиваем из числа своих выпускников уже со студенческой скамьи. Если в 2002 году среди всех педагогов в нашей системе было всего лишь шесть казахстанских учителей, преподававших на английском языке физику, химию, биологию, информатику, математику и 194 – иностранных, в основном из Турции, к сегодняшнему дню 374 – казахстанцы, 76 – иностранцы.

 

 

Год за годом мы создаем свой отечественный кадровый костяк, работаем над этим скрупулезно, создаем условия, выстраиваем стимулирующую, мотивирующую образовательную среду. Идет постоянное сотрудничество с ведущими зарубежными вузами, например, с Оксфордской академией педагогических кадров. Ежегодно ее сотрудники приезжают к нам и проводят курсы с преподавателями, читают лекции. Казахстанские магистранты, обучающиеся в Кембриджском университете по педагогическим направлениям, проводят свои исследования в том числе на основе изучения опыта КТЛ. За все годы работы из стен казахско–турецких лицеев вышло порядка 15 тыс. выпускников.

 


– Порой бытует мнение, что казахско-турецкие лицеи преимущественно направляют свои усилия на подготовку олимпиадников, то есть группу наиболее талантливых детей из всей основной массы учащихся. Так ли это?

 


– Нет, это ошибочное представление. Мы работаем всесторонне, для нас важно, чтобы качественные знания получал каждый ученик. Сюда входят и развитие в нем творческих начал, лидерских качеств, умение размышлять, добывать знания, проводить собственные исследования, воспитание патриотизма, любви к Родине. Все то новое, передовое, что есть в современной системе образования используем в работе, внедряем в повседневную деятельность. Все КТЛ работают полностью в соответствии со стандартами казахстанского среднего образования.

 


– Сейчас казахстанское образование взяло прямой курс на трехъязычие. Безусловно, это непростой процесс – ученикам и учителям брать штурм одновременно на три языка, но это требование времени. И здесь КТЛ намного легче, ведь вы уже давно пошли по этому пути?

 


– Безусловно, а поскольку в сфере учебных заведений KATEV с английским языком проблема во многом решена. Пришли к выводу внести свою лепту в программу внедрения трехъязычия в Казахстане: во время летних каникул для 18 тыс. 250 детей будут организованы месячные курсы английского языка.

 

 

Они пройдут во всех городах, где есть КТЛ. Для учеников, окончивших 5 классы, будут задействованы преподаватели этих лицеев. Списки детей предоставят управлениями образования. Каждый ребенок за этот летний месяц пройдет 36-часовой курс английского языка, все остальное время – обычный детский отдых в лагере со своим досугом, мероприятиями, спортом. Такой вот социальный проект! И также хотелось бы поделиться с вами еще одним нашим проектом, связанным с необходимостью популяризации робототехники среди казахстанских школьников и студентов. Этим летом в каждом областном центре наши преподаватели проведут 18-часовые семинары, тренинги по робототехнике как минимум для 25 городских учителей информатики.



– Говоря о сильных педагогических кадрах, мы подразумеваем и достойную оплату их труда. Как этот аспект решается в системе ваших учреждений?

 


– Конечно, это важный вопрос. Каждый учитель наших КТЛ, колледжей, частных школ, неважно какой он предмет преподает, при желании может получать достаточно высокую зарплату в виде ежемесячной надбавки к основной, которую он получает, как всего его коллеги, если сдаст языковой экзамен Ielts с минимальным баллом 5,5. И чем выше этот балл, тем выше размер стипендии. У нас есть преподаватели, которые получают эту стипендию соразмерно основной зарплате и даже больше. Считаю, это вполне справедливый подход, ведь имея маленькую зарплату, при этом обладая высоким предметным профессионализмом и хорошим английским языком, человек будет искать другую работу, возможности дополнительных доходов, а это отвлекает от нормальной работы в лицее, рассредоточивает внимание, которого не станет хватать детям. Достаточно принести подтверждающий сертификат, который действует в течение двух лет.

 

 

Стипендия сразу же начинает начисляться, по истечении срока можно вновь пересдать экзамен, и тот, кто за это время еще больше повысит свой языковой уровень, может получить еще более высокий балл. Идти на такие стимулирующие меры учителей нам позволяет наличие в системе KATEV названных выше нескольких частных школ. Думается, это хороший опыт. Любой из 1251 сотрудника наших образовательных учреждений может претендовать на такую оплату труда. Было бы, что называется, стремление работать над собой, не стоять на месте, развиваться, повышать собственный уровень. Сегодня стипендию KATEV получают 400 преподавателей. Размер надбавки в зависимости от балла варьируется от 30 тыс. до 230 тыс. тенге. Наши преподаватели мобильны, и если основная работа, например, в столичном лицее, а есть необходимость поехать усилить преподавание предмета в каком-либо регионе, вопросов не возникает. Наш принцип – корпоративный командный подход.

 


– Когда впервые в Казахстане появились КТЛ, не было по сути альтернатив других учреждений, школ, где можно изучать одновременно два-три языка. Соответственно, многие родители пытались устроить своих детей в эти лицеи, был огромный конкурс среди поступающих детей. Но сегодня образовательный рынок продвинулся далеко вперед, очень много платных частных школ, наконец, сегодня появились такие флагманы, как НИШ. Может, уже и не так высок стал поток желающих учиться в ваших лицеях? Замечается ли снижение пика популярности казахско-турецких лицеев?

 


– Да, появились НИШ, и мы этому очень рады! Ведь наша всеобщая задача – поднять уровень образованности в стране, заметить и поддержать как можно больше одаренных детей, помочь им раскрыться, получить достойное, лучшее образование и в будущем стать золотым фондом Казахстана. Когда каждый год шестые классы оканчивают 12-18 тыс. детей, в свои КТЛ мы можем принять учиться не более 1,5 тыс. школьников по всей стране. Сегодня НИШ готовят детей на высшем современном уровне. И много других школ, гимназий, лицеев, которые также являются сильными, конкурентоспособными. Мы все патриоты своей страны и мечтаем о равных условиях, равном доступе к образованию всех детей, независимо в городе они учатся или в отдаленном селе. В каждом ребенке заложен ум, способности, склонность к той или иной науке – задача школы, учителей открыть все это, научить.

 

 

Подняться на вершины успеха, получить хороший резонанс, завоевать славу престижных учебных заведений пусть не легко, но возможно, а удержаться на них, не опустить планку – это другое, возможно, еще более трудное. Среди поступающих на бакалавриат по программе «Болашак» в зарубежные вузы было очень много выпускников КТЛ, и это являлось определенным барометром качества знаний наших ребят. Сегодня в Казахстане есть уже свои престижные сильные вузы, и сегодня не так просто поступить в них. Для нас большим показателем успешности является количество детей, обучающихся в Назарбаев Университет. В целом у нас идет 100% поступление в вузы. Из 1634 выпускников КТЛ 2014–2015 года в вузы Казахстана поступили 1347 ребят, в зарубежные вузы – 287. При этом в Назарбаев Университет – 151 выпускник, это 1/3 всех поступивших в него.



– В чем, на ваш взгляд, еще «фишки» КТЛ, по которым родители хотят, чтобы их дети учились в них? Расскажите, как начинался ваш личный карьерный путь?

 


– Да, ежегодно к нам приходят сдавать вступительные экзамены 23-28 тыс. шестиклассников. И этот показатель не снижается. Как видите, конкурс большой. Многие родители говорят, что им импонирует воспитание, дисциплинированность, мотивированность на успех, которые мы прививаем детям. Сам я родом из Южно-Казахстанской области, из простой семьи, нас пятеро детей, при этом мама всю жизнь работала воспитателем в детском саду. Выпускник КТЛ Шымкента, окончил павлодарский вуз, работал преподавателем, заведующим общежитием, заместителем директора КТЛ в Актобе, Алматы, специалистом KATEV. С 2013 года – на данной должности. Меня часто спрашивают, почему после КТЛ решил получать педагогическую специальность? Ответ у меня один: кто, если не я! Если мы все будем стремиться идти в бизнес и так далее, кто будет учить и воспитывать молодежь? Моя гражданская миссия во взращивании будущего Казахстана.

 


– Благодарю Вас за интервью!

 


Ляззат ШУЛЕНОВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

comments powered by HyperComments

Послание

15000

Г-спешл

 

Облако тегов

1 мая 100 шагов по реализации 5 реформ Air astana Diezel sun Diezelsun Expo Mazda2 Qagro.wordpress.com «атамекен» «горняк» «лучший товар казахстана» «сделано в казахстане» «шаңырақ» автомобили авторынок аким акимат акиматы акция алмазбек атамбаев