Взгляд овощевода на программу

12 января 2017 - Веб-редактор

Пожалуй, самым эмоционально неравнодушным, но вместе с тем в высшей степени профессиональным было выступление депутата областного маслихата Владимира СЕМЕЙКИНА на заседании круглого стола по вопросам реформирования агропромышленного комплекса.  

 

 

Восемнадцать лет интенсивного занятия овощеводством, сочетающего обширную практику с богатейшей научной базой. Его КХ «Тэрра» является одним из немногих семеноводческих хозяйств (картофель), средняя урожайность которого ежегодно намного выше среднеобластного. Хозяйство Семейкина идеально соответствует почти всем нормативам Минсельхоза для получения субсидий, казалось бы, не о чем переживать, но Владимир Иванович посчитал необходимым затронуть проблемы овощеводов всей страны:

 


– Овощеводы в целом поддерживают новую концепцию государственной программы развития АПК. Во избежание финансовых проблем мелкие фермеры и небольшие крестьянские хозяйства, чьи доходы не позволяют им долгосрочные инвестиции, войдут в кооперативы. Руководители хозяйств, которые имеют серьезные стратегические вложения в производство картофеля и овощей, сделают выбор в пользу инвестиционного субсидирования, это значит, что мы полностью поддерживаем начинание государства. Но, если исходить из того, что правила Минсельхоза по инвестсубсидированию являются одним из инструментов осуществления государственной программы развития сельского хозяйства, то получается, что у овощеводов нет преференций, скорее, наоборот. Поясню на примере: для того, чтобы овощеводу купить трактор с мощностью от 90 до 130 л.с. и получить дотации, надо иметь посевные площади в 600 гектаров, от 131 до 210 л.с. – 1 тыс. гектаров. Овощеводов с такими площадями в области – единицы. Получается, что большинству фермеров не следует думать о производительности труда. Осенью мы должны вспахать условных 600 гектаров на МТЗ-82, а кто-нибудь считал, сколько времени на это потребуется? Аналогичное положение – в правилах, оно касается специального навесного оборудования: сеялок, культиваторов, рыхлителей и опрыскивателей. Создается впечатление, что нет особой разницы между зерновиками и овощеводами. Нормативы площадей взяты, по-моему мнению, из зернового производства.

 

 

Возможно, специалисты Минсельхоза смогут объяснить следующий феномен: Казахстан производит в 1,5 раза больше овощей, чем сам потребляет, но цена реализации картофеля сегодня выросла уже в два раза за три месяца и будет еще расти. Это говорит о возможном дефиците или о лукавстве статистики. Неужели нет в МСХ специалистов-овощеводов с глубокими профессиональными знаниями, готовящих грамотные документы с корректными и полными формулировками? По их вине уже на протяжении трех лет предприятия, занимающиеся капельным орошением и инвестирующие в проект более 100 млн тенге, не могут получить причитающиеся государственные субсидии. Аналогичная ситуация и с дождевальной оросительной техникой. На стадии обсуждения документов (согласование в министерствах и ведомствах) нужно обязательно привлекать профессиональные союзы, также предлагаю проводить постоянные встречи с узкими специалистами-практиками для консультаций по специфическим вопросам, например, по условиям приобретения спецтехники для картофеля и овощей (линейка техники на каждый овощ). Ознакомившись с проектом правил по субсидированию семян, я как руководитель одного из 11 семеноводческих хозяйств Казахстана не планирую делать ставку на производство семян первой репродукции.

 

 

Понимаю, что это неправильно, но покупать на десятки миллионов тенге элитные семена, вырастить из них первую репродукцию и ждать, когда ее у тебя купят – это еще больший риск, так как нет регламентирующего документа, обязывающего крестьянина покупать в семхозяйствах первую репродукцию. Вовремя не проданные семена не реализуешь как товарный картофель, выход один – на корм скоту при себестоимости свыше 120 тенге за килограмм. Сегодняшние правила позволяют использовать любые семена, но при этом получать субсидии за удобрения и пестициды – это негосударственный подход. К высоким урожаям можно прийти только через качественные семена. Сошлюсь на собственный пример: на отдельных клетках мы получаем урожайность картофеля 50-60 тонн при среднеобластной урожайности в 17-18 тонн. Я убежден, что причина успеха на 70% – в хороших семенах. Нельзя тратить бюджетные деньги на удобрения при плохих семенах: они должны быть не ниже третьей репродукции. Исходя из того, что качественные семена – основа повышения урожайности картофельных полей, считаем необходимым сделать привязку субсидий по удобрениям и пестицидам к семенам. Только в этом случае будет сохраняться и развиваться система семеноводства картофеля и произойдет отдача от субсидиционных денег на удобрениях и пестицидах.

 


В кулуарах совещания Владимир Иванович признался о том, что еще хотел бы затронуть проблему киргизского картофеля. Видимо, это тема отдельного разговора.

 


Сергей ИСМАИЛОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

Послание

15000

Г-спешл

 

Облако тегов

1 мая 100 шагов по реализации 5 реформ Air astana Diezel sun Diezelsun Expo Mazda2 Qagro.wordpress.com «атамекен» «горняк» «лучший товар казахстана» «сделано в казахстане» «шаңырақ» автомобили авторынок аким акимат акиматы акция алмазбек атамбаев