Гостеприимство села

29 июня 2018 - Веб-редактор
article17001.jpg

 Казахстанцы с успехом «завоевывают» разные страны. Вполне освоились в Турции и Таиланде, Индии и Китае, во всех уголках Европы. Не пора ли самим проявить должное гостеприимство? Тем более что эта наша национальная черта может стать серьезной статьей доходов как для всего государства, так и для каждого региона и конкретных семей.

О развитии внутреннего туризма шла речь на Форуме женщин приграничных территорий «Приграничное сотрудничество – новые возможности для развития женского  предпринимательства». В ходе мероприятия участники обсудили актуальные опросы, среди которых – формирование новых и укрепление существующих связей приграничных территорий Казахстана и России, развитие туризма в приграничных территориях, расширение деловых связей между женщинами-предпринимателями из приграничных сельских территорий в формате «от села к селу». Так об агротуризме, как о новой программе развития предпринимательства на селе, рассказала президент « Ц е н т р а л ь н о - К азахстанской ассоциации туризма, гостиничного, ресторанного и ремесленнического дела» Майя Агадилова.

Она отметила, что в последнее время география путешествий расширяется, туристы  становятся все более избирательными и требовательными. Удивить их чем-то порой не так уж и просто.

– В мире складывается забавный парадокс: блага цивилизации в изобилии, а человек все чаще стремится отказаться от них в пользу первозданной природы, – подчеркнула Майя Агадилова. – Яркий пример – стремительно развивающийся экологический туризм. Направление, которое уже стало весьма популярным, предполагает отказ от роскошных отелей и прочих наработок человечества в пользу натуральности, естественности единения с природой.

Экологический туризм – отдельное направление, которое имеет свои, довольно специфические особенности, отличающие его от остальных видов путешествий. Его концепция подразумевает противодействие негативному воздействию на природу, популяризацию отдыха на свежем воздухе, изучение культуры родной земли, пропаганду экологического образования, повышение привлекательности отдельных регионов для туристов. В действительности для каждой области Казахстана уже давно определены виды экологического туризма, которые смогут привлечь желающих отдохнуть и они, отнюдь, не ограничиваются «познавательным» туризмом. К примеру, для Западного Казахстана среди прочих выделяют «паломнический» вид экотуризма, для Восточного Казахстана – «лыжный и водный», для Центрального Казахстана – «водный, исторический», а Южный Казахстан привлекает «историей, горными массивами и озерами, мавзолеями».

По словам Майи Агадиловой, сегодня интерес к казахстанскому экотуризму проявляют в большинстве своем иностранные туристы и сотрудники зарубежных компаний. Как ни обидно, но именно они ценят и поддерживают развитие отечественной туристической отрасли в отличие от стремящихся на далекие турецкие берега казахстанцев.

Пример развития экотуризма в Карагандинской области – Шетский район, который в последние годы посетили около 5 тыс. туристов из-за рубежа.

– Агротуризм – это сектор туристической отрасли, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта, – сообщила Майя Агадилова. –  Обязательным условием является то, чтобы средства размещения туристов находились в сельской местности. Агротуризмом занимаются владельцы сельских усадеб, пансионов, небольших гостиниц. Есть еще один вариант, когда частные дома не имеют возможности принимать туристов, но имеется исключительный турпотенциал, практикуют иной подход – в сельской местности вне курортных зон создаются крупные туристические центры, яркий пример российские коллеги с их культурными центрами, «национальными деревнями», «домами охотника, рыбака». 

Основная цель развития туризма на селе – это улучшение условий жизни местного населения. Развитие агротуризма должно с т и м у л и р о в а т ь развитие местной экономики, путем ф о р м и р о в а н и я малых экономических оборотов местных ресурсов. Этого можно добиться путем и н и ц и и р о в а н и я межотраслевого сотрудничества, при котором местная продукция и услуги используются в производстве туристского продукта.

По подсчетам экспертов Европейского банка реконструкции и развития, обустройство сельского человека в городе обходится в 20 раз дороже, чем создание нормальных условий его жизни и работы в деревне. В то же время у жителей мегаполисов появилась потребность в общении с природой, чистом воздухе. По статистике, более 50% европейцев предпочитают отдых в сельской местности. Например, в Австрии агротуристы составили 16% от общего числа туристов в Европейском союзе, Италии – 13%, Франции – 15% и Испании – 8%. В последнее время данный вид туризма становится популярным в Украине, Беларуси, России. Стоит отметить, что предпосылками активизации агротуризма стали усугубляющиеся проблемы сельских территорий: высокий уровень безработицы, миграция трудоспособного населения из сельской местности, низкий уровень доходов в сельскохозяйственном производстве. Однако следует иметь в виду, что агротуризм является не высокопробным бизнесом, а в первую очередь способом снижения социальной напряженности, уровня бедности в селе.

– Формы организации агротуризма, применяемые в практике,  можно представить в нескольких видах, – пояснила Майя Агадилова. – Сельский оздоровительный туризм предполагает во время отдыха специально организованные оздоровительные процедуры, фитотерапию, использование продуктов пчеловодства. Клиенты такого отдыха, как правило, люди зрелого и пожилого возраста, которым уже недоступны активные туры, также это могут быть ослабленные дети. Они ждут от отдыха чистого воздуха, сельской тишины и натуральных продуктов. Следующий вид – сельский детский туризм, который организуется для семей с детьми до 14 лет, а также для различных детских групп.

Такой вид туризма предполагает организацию детских площадок, специальных мест для купания, наличие игрушек, велосипедов и другого инвентаря. Важно, что помощь в  организации подобного бизнеса готовы оказать множество грантовых организаций в Казахстане.

По словам Майи Агадиловой, этот вид туризма распространен за рубежом. Так, испанская ассоциация «Детские каникулы в сельской местности» представила пилотный проект, который включает 90 крестьянских домов для отдыха жителей от восьми до 13 лет в школьные каникулы. К традиционным туристическим услугам добавлено фольклорно-этнографическое направление. Для отдыхающих по их желанию выступают местные фольклорные коллективы, показывают древние народные обряды, проводятся национальные праздники.

– Еще один вид агротуризма – сельский образовательный туризм, – отметила Майя Агадилова. – Он интересен людям, связанным общим интересом в сфере  самосовершенствования, а также детям и подросткам. К примеру, в Калининградской области в одних сельских усадьбах в число услуг входят уроки живописи и курсы по обработке янтаря, в других – девочек обучают готовить, а мальчиков – ухаживать за животными. Учат плетению из лозы, росписи по дереву, делать дымковскую игрушку и плести гобелены. В перерывах между крестьянскими делами проводятся занятия по иностранным языкам, для этого специально нанимают студентов из европейских стран.

Еще одна неотъемлемая часть туризма – ремесленничество. Веками люди ценили авторский труд ремесленников и художников, а ремесленные сообщества способствовали развитию экономики городов. В странах, где развит туризм, ремесленнические изделия занимают особое место, в конце путешествия туристов специально возят в ремесленнические центры за эксклюзивными сувенирами.

 Кристина ГЕРАСИМОВА

comments powered by HyperComments

Послание

15000

Г-спешл