Когда нужен инвестор

2 марта 2017 - Веб-редактор
article13155.jpg

Похоже, что пресловутый земельный вопрос еще долго будет будоражить умы казахстанцев. И хотя в конце прошлого года Президент страны Нурсултан Назарбаев продлил действие моратория на земельную реформу на пять лет, страсти не утихают. И можно предположить, что не утихнут вплоть до конца действия моратория, то есть до 2021 года. За это время Правительство должно что-то предпринять: либо изменить сознание граждан, либо подход к экономике земельных ресурсов.

 


И вот уже в феврале этого года Минсельхоз Казахстана сообщил, что планирует установить запрет для иностранцев на владение землей в пограничной полосе и пограничной зоне государственной границы. Вроде бы мелочь, но эта новость опять взбудоражила медиа-сообщество, хотя законопроект предполагает вполне разумные вещи.

 


По словам министра сельского хозяйства Аскара Мырзахметова, предусмотрено усиление требований по предоставлению земель в пограничной полосе и пограничной зоне государственной границы, где устанавливается запрет на владение землей иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам и юридическим лицам с иностранным участием. Помимо этого, законопроектом планируется внести изменения и дополнения в Земельный кодекс РК, предусматривающие сохранение и усовершенствование нормы института аренды сельхозземель казахстанцам, установление предельных (максимальных) размеров сельхозземель, предоставляемых в аренду казахстанцам, ужесточение требования к предоставлению сельхозземель в приграничных территориях, определение площади пастбищ вокруг населенных пунктов, необходимых для удовлетворения нужд населения.

 


Каждый при своем мнении

 


Надо отметить, что среди казахстанцев есть немало и тех, кто не видит ничего страшного в передаче в аренду земель сельхозназначения иностранцам. Вот, к примеру, мнение главы ТОО «Кулан» Бейбута Койшибаева:

 


– Что плохого в том, что управлять землей придет иностранный инвестор: с деньгами, новыми технологиями, культурой – с тем, чего отечественному агросектору явно не хватает. Пусть возрастет конкуренция, но это послужит только на пользу государству. Многие боятся экспансии китайцев, после которых якобы остается выжженная земля, где ничего уже не растет. Но этот вопрос можно легко отрегулировать. Достаточно наладить эффективный контроль: за их же счет обустроить в каждой области лаборатории, чтобы они отслеживали качество почвы, сельхозугодий.

 


Действительно, сейчас мы видим только огромные вливания в агросектор со стороны государства и беспомощные отечественные холдинги, опутанные долгами, что говорит о них, как о неэффективных управленцах. Хотя уже давно существуют исследования, в том числе ЕС, подтверждающие, что слишком большая концентрация земли в одних руках дискриминирует небольшие хозяйства и ограничивает появление молодых и амбициозных хозяйств. Вот на этом фоне и возникло мнение, что поправки в Земельный кодекс по переходу земель в частную собственность пролоббированы именно ими. Владея огромными земельными ресурсами, они фактически банкроты. А единственный актив, который они еще могут продать, – земля, единственный покупатель на наши земли – иностранный инвестор. Все понимают, что земли сельхозназначения сейчас – самый масштабный недооцененный государственный актив. Дело в том, что кадастровая стоимость сельхозземель устанавливалась в 2003 году. С тех пор стоимость основной культуры – пшеницы выросла в среднем в три раза – с 75 до $200. А сам доллар США по отношению к тенге подорожал также в три раза. Получается, что сельхозземли в Казахстане недооценены практически в 10 раз.

 


Практика скупки сельхозземель с низкими урожаями в мире показывает: они интересны только китайцам. Китай считает выгодным покупку любых земель в долгосрочном плане. И есть специальные государственные фонды КНР, поощряющие такие стратегические покупки. Инвесторам же из развитых стран важно наличие прозрачного продавца, сильной судебной системы в стране, гарантий защиты инвестиций, свободного вывоза продукции, наличия мощной инфраструктуры, портов и много иных факторов.

 


Австралийский путь

 


Вот еще одно мнение касательно частной собственности на землю. Экономист Жангир Рахимжанов говорит:

 


– Международный опыт показывает, что частная собственность на сельхозземли и развитый рынок их купли-продажи являются обязательными условиями для роста конкурентоспособности агробизнеса. Хотел бы остановиться на опыте Австралии, поскольку, как и в Казахстане, там в последние годы поднялась аналогичная протестная волна против продажи земли китайским инвесторам. Напомню, Австралия является членом организации ОЭСР, в которую входят 34 страны, представляющие собой экономически развитые государства, признающие принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. У Австралии, как и у Казахстана, большая территория и низкая плотность населения. Однако в отличие от нас сельское хозяйство в этой стране является одним из самых конкурентоспособных в мире. При этом уровень государственной помощи и субсидирования агробизнеса – один из самых низких среди всех стран. Частная собственность на землю и свободный рынок земли в Австралии существует давно. В 2016 году 13,6% сельскохозяйственных земель в ней принадлежали иностранцам. Еще 10 лет назад покупка сельхозземель Австралии иностранными инвесторами практически не беспокоила общественность страны. Однако затем эта ситуация начала сильно меняться. Если раньше основными инвесторами в сельское хозяйство были представители развитых западных стран (прежде всего, Великобритании, США и Канады), то за последнее десятилетие в Австралии появились новые покупатели, которые стали вызывать большое беспокойство у населения: в первую очередь, государственные компании и инвестиционные фонды (наподобие нашего Нацфонда) из Китая и арабских нефтяных стран. Главная озабоченность заключается в том, что у инвесторов, связанных с иностранными правительствами, при покупке земли, помимо коммерческой выгоды, могут быть другие цели, которые будут противоречить национальным интересам страны и интересам отдельных местных сообществ.

 


Проблема в Австралии решилась следующим образом: вместо жестких мер по продаже земли иностранцам власти пошли по пути усиления разрешительной системы и полной прозрачности операций с землей. С точки зрения разрешительной системы иностранные инвестиции в сельхозземли должны проходить своеобразный тест – насколько данная инвестиция соответствует национальным интересам страны. Критерии, установленные для инвестиций в сельское хозяйство Австралии, известны, понятны и имеют мало возможностей для субъективной трактовки. Все разрешения, выдаваемые иностранным покупателям земли, максимально прозрачны и детальны, к тому же немедленно публикуются на сайте специального агентства.

 


Первые шаги сделаны

 


И вот мы видим, что Казахстан фактически пошел по австралийскому пути: в частности, сохраняя институт аренды сельскохозяйственных земель казахстанцам, законопроектом Минсельхоза предусмотрено установление отдельного порядка предоставления сельхозземель на конкурсной основе:

 


– В целях обеспечения гласности и равного доступа к конкурсу всех его потенциальных участников новый порядок предполагает опубликование извещения о проведении конкурса в СМИ, на официальных интернет-ресурсах акимата и министерства сельского хозяйства, – рассуждает Мырзахметов.

 


При этом в состав конкурсной комиссии, определяющей победителей конкурса, запланировано включение представителей общественных советов и национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен», составляющих 50% от общего числа членов комиссии. В целях контроля за рациональным использованием предоставляемых земель предусмотрено ведение постоянного мониторинга: первые пять лет аренды – ежегодно, в последующие периоды на орошаемой пашне – каждые три года, на богарной – каждые пять лет. Также законопроект планирует в целях исключения возможности предоставления больших площадей сельхозземель в «одни руки», установление максимальных размеров земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться в аренде у казахстанцев в пределах административных районов (городов) каждой области по видам угодий. Кроме того, для решения проблем недостаточной обеспеченности сельского населения пастбищными угодиями для выпаса скота законопроектом предусматриваются нормы по обеспечению населения пастбищами с определением необходимого их объема.

 


Мировой опыт показывает: если мы реально стремимся построить открытую рыночную экономику, то рано или поздно в Казахстане появятся полноценная частная собственность на землю и свободный рынок по ее купле-продаже. Для этого нужны лишь открытость, контроль, гарантия инвестиций. Первые шаги Правительства в этом направлении сделаны.

 

 

Тимур ТУРКЕСТАНОВ
фото из архива «К-АГРО»  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

Комментарии

 

Видео