Бизнес легальный и не очень

25 февраля 2016 - Веб-редактор
article9452.jpg

Несколько номеров назад «К-АГРО» начала рубрику «Прикладная экономика», и последние два выпуска были посвящены «самочувствию» малого и среднего бизнеса. Сегодняшний материал о двух героях из разных сфер деятельности.

 


Магазин на улице Павлова

 


Таких небольших торговых точек по городу не одна сотня, точную цифру знают лишь в департаменте по государственным доходам. Некогда однокомнатная квартира в пятиэтажном доме постройки 70-х годов прошлого века превратилась в магазин. По примерной оценке его коренных жильцов магазину больше 15 лет.

 

 

Татьяна, продавец с пятилетним стажем, знает, что нынешняя хозяйка купила уже существовавший магазин в 2008 году. Естественно, что у торговой точки образовался круг постоянных покупателей в основном из жителей близлежащих домов. Со слов продавца, подавляющее большинство завсегдатаев магазина – это пенсионеры и студенты, категории населения не самые платежеспособные. У них праздники бывают в основном только один день в месяц, когда щедро тратятся деньги. Для удобства жителей и возможности выбора в пяти метрах от магазина «А» есть магазин «Б» примерно с таким же ассортиментом товаров, уровнем цен и такими же вежливыми продавцами, но решающий аргумент в пользу покупки или отказа от нее – это цена, а качество и внешний вид отступают на второй план.

 


Объект нашего интереса – магазин «А» с торговой площадью примерно 14-15 квадратных метров, по периметру помещения – стеллажи с товарами и холодильными установками для разнообразных напитков. Покупателям предлагается богатейший выбор – от зубочистки и лампочки до конфет «Птичье молоко» и виски. По существу есть все для поддержания жизнедеятельности человека. Продавец Татьяна думала, что после получения диплома бухгалтера-экономиста немного поработает, наберется опыта, а задержалась на пять лет. Она дала подробный анализ обстановки вокруг магазина за последние годы, оценку беззастенчивости поставщиков и покупательской способности населения.

 


– Я считаю, что производители и оптовики должны доплачивать продавцам за вредность, ведь любое повышение цен приходится объяснять нам, выслушивать упреки, а иногда и оскорбления, – отмечает Татьяна. – Получается, что мы как подушка безопасности для поставщиков принимаем первый «удар» покупателей и смягчаем его. В магазине практически нет не подорожавших за последнее время товаров: цены выросли почти на все.

 


По сведениям продавца, данный перечень очень короток: пока не подорожали молоко и некоторые полуфабрикаты (пельмени и вареники). Если выросшую на 25-30% цену самого популярного казахстанского напитка (импортного чая) можно объяснить девальвацией тенге, то как оправдать резкое повышение стоимости подсолнечного масла, изготовленного в нашей области из выращенного в Федоровском районе подсолнечника?

 


А пока наиболее востребованными товарами в магазине остаются хлеб из муки первого сорта по 60 тенге, молоко, сигареты и алкоголь. Уменьшилась так называемая «проходимость» магазина, (ходить люди стали реже и тратить соответственно меньше), и, как следствие, сократилась выручка – пошла цепная реакция.

 


– В нашем магазине самое стабильное – это зарплата продавцов, уже несколько лет не было ее повышения, можно перейти в другой магазин, а там такая же картина, – делится Татьяна.

 


Из монолога постоянной покупательницы Людмилы Александровны Никитинской, пенсионерки со стажем: – Конечно, это хорошо иметь под «боком» два магазина, если чего-то нет в одном, иду в соседний. Рядом еще есть гастроном и супермаркет, но я туда хожу редко: у них все стоит дороже. После оплаты коммунальных расходов денег остается немного, только на аптеку и скоромное, почти вегетарианское питание. Цены на продукты повышаются чаще, чем пенсия, но живы будем, не помрем!

 


Авто у бордюра

 


«Наши люди на такси в булочную не ездят!» – эта крылатая фраза управдома из популярнейшей кинокомедии прошлого века особенно актуальна сегодня. В те уже далекие годы поездка на такси была признаком капиталистического общества, чем-то чуждым советскому образу жизни. Считалось расточительством платить за комфорт и скорость. Сорок лет назад, если не ошибаюсь, стоимость проезда составляла двадцать копеек за один километр. «Волги» с шашечками принадлежали государству, а таксисты были своеобразной элитой шоферского корпуса, хотя уже тогда в таксопарках господствовали рыночные отношения. За возможность зарабатывать водители платили мойщикам машин, слесарям и так далее. Тогдашних таксистов отличала особая манера вождения: умелая, но с элементами лихачества. У большинства сегодняшних осталось только бездумное лихачество без особого умения управления автомобилем и зачастую без знаний правил дорожного движения. Но, скорее всего, не только поэтому костанайцы и гости города стали меньше обращаться к услугам такси. Наступил момент, когда предложение превысило спрос.

 

 

По данным департамента государственных доходов, на 01.01.2016 года в Костанае зарегистрировано около трех десятков фирм, занимающихся пассажирскими перевозками, из них действующих – 22. Есть и нелегалы, или так называемые «бордюрщики», а с недавних пор пришла новая услуга такси – индрайвер, то есть пассажир и водитель могут в прямом контакте, без диспетчера, организовать поездку по нужному адресу, можно также «таксануть» по пути на работу или домой.

 

 

Непременные условия – это наличие авто, смартфона и желания подзаработать. Все делается для удобства клиента, а их с каждым днем все меньше и меньше.

 

 

Почему? Мне удалось поговорить с одним из таксующих. Разговор состоялся традиционно: без паролей, явок, имени, фамилии и тем более фото на одной из «прикормленных» стоянок такси в центре города, возле одного из торговых домов.

 


– Занимаюсь извозом почти десять лет и регистрироваться как индивидуальный предприниматель не собираюсь, – говорит собеседник. – А зачем? Сегодня за 2,5 часа не было ни одного пассажира, жгу бензин для прогрева машины, какие еще налоги?

 


Анонимный таксист в возрасте 35-40 лет с видимым удовольствием вспоминает о тех временах, когда можно было диктовать условия поездки пассажиру, особенно по цене. Несколько лет назад водители отказывались ехать на окраины города из-за плохой дороги. Сейчас же, по его словам, не до выбора.

 

 

Увеличилась конкуренция, в результате кризиса выезжают таксовать те, кто вчера еще был занят на другой работе. Таксистов стало больше, цены упали, а народ сегодня экономит деньги. Заказывают такси только в экстренных случаях. Но бросать занятие он не намерен, даже несмотря на то, что средний заработок – 2-3 тыс. тенге в день.

 


– Цену за поездку сейчас определяет пассажир, и мы вынуждены соглашаться, если не хочешь остаться ни с чем, – добавляет мужчина. – Мой доход в нашей семье не основной. По состоянию здоровья мне почти невозможно найти другую работу, а так хоть чем-то полезен своим родным. Верю, что люди еще будут ездить на такси.

 


Султан ДЮСЕМБАЕВ

фото из сети Интернет

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

Комментарии

 

Видео