Государство поддержит эффективное и конкурентоспособное производство

19 февраля 2015 - Веб-редактор
article6033.jpg

 Костанайские аграрии вместе с Асылжаном Мамытбековым

 

 

Республиканское совещание Союза фермеров Казахстана длилось несколько часов и после официальной части перешло в режим диалога между аграриями и министром, причем разговор получился не только продуктивным, но и достаточно эмоциональным. Во время него глава Минсельхоза дал исчерпывающие ответы на вопросы делегатов.

 

Бюрократический стопор животноводства
 
 
В этот раз вопросы, поднятые сельхозтоваропроизводителями на совещаниях, прошедших в области, на республиканском мероприятии задал представитель СФК по Алтынсаринскому району, директор ТОО «Зуевка» Александр Бородин (на снимке второй справа):
 
– Подводя итоги работы нашего объединения, хочется отметить положительные моменты. В частности, заметно возросла его роль во многих вопросах сельскохозяйственного производства. В области постоянно велись дебаты по различным вопросам субсидирования, ценообразования. Обсуждались проекты законов «О семеноводстве», «О едином зерновом холдинге (ЕЗХ)», 
«О кооперации» и многие другие проблемы, затронутые в присутствии представителей областного акимата, управления сельского хозяйства и Минсельхоза, которые сыграли положительную роль в их решении. В то же время среди них есть немало нерешенных, например, касающихся государственной программы развития животноводства «Сыбага». Программа хорошая, но из-за бюрократизма она недоступна для малого бизнеса. Прежде чем получить кредит, необходимо сдать бухгалтерские балансы, экономические показатели (валовой сбор, урожайность) за последние три года, кредитную историю за время существования предприятия, перечень всех основных средств и многое другое (по 20 пунктам). А ведь можно сделать, как в АО «Продкорпорация», где при оформлении кредита нужно выполнить требования всего восьми пунктов. Сейчас желающих заниматься животноводством немало, однако из-за отсутствия финансовых средств и залогового имущества для получения кредита нет ощутимого движения в реализации программы «Сыбага». Мне довелось за время краткосрочной учебы в США в 2002 году писать курсовую работу «Микрокредитование как один из факторов снижения социальной напряженности и развития малого бизнеса». Рассмотрим, к примеру, как это делается в Америке: ведется подбор потенциального заемщика для инвестпроекта, обучение будущего фермера по вопросам налогообложения, бухгалтерии и в целом отрасли животноводства. Затем кредитная организация совместно с заемщиком подбирает проект животноводческого комплекса и финансирует его. Заемщик полностью контролирует строительство. После сдачи в эксплуатацию он набирает племенное поголовье, а кредитная организация оплачивает счет на приобретенный скот. По такой же схеме покупаются корма и необходимое оборудование в виде товарного кредита. По завершении инвестпроекта кредитная организация оказывает помощь в реализации производимой продукции (в виде заключения договоров с молзаводами или мясокомбинатами). Заемщик начинает погашать беспроцентный кредит с четвертого года эксплуатации в течение 10 лет, при этом государство субсидирует данный проект в размере 50% от общей стоимости. Почему бы нам не использовать подобный опыт?
 
Александр Бородин затронул также вопрос субсидирования в животноводстве. Он поинтересовался, почему постоянно меняются правила господдержки на производство молока и мяса. По его словам, если в хозяйстве меньше 100 дойных коров и на откорме меньше 400 голов, продукция не субсидируется. В итоге из-за низкой рентабельности, отсутствия дотаций хозяйство вынуждено сворачивать данное производство. 
 
Субсидирование и налоги
 
Норматив субсидий на выращивание пшеницы пока обсуждается
 
– Почему деньги для осуществления господдержки направляются в регионы, а правила устанавливают в Минсельхозе, – поинтересовался Александр Бородин. – Считаем, что полномочия по правилам субсидирования нужно передать на местный уровень. Очень много возникает вопросов по дотированию гербицидов. В частности, почему сегодня отечественные химпрепараты дороже импортных? Внедрение влагоресурсосберегающей технологии в растениеводстве тормозится из-за их дороговизны. Пары как один из главных элементов нулевой технологии необходимо субсидировать отдельно, выделить данный момент в правилах, ведь это основа увеличения урожайности. В июле 2014 года во время визита в нашу область министр сельского хозяйства говорил об изменениях в налоговом законодательстве. С января 2015 года земельный налог действительно увеличен для физических лиц в 1,5 раза, для юридических – в пять. Теперь мы будем платить вместо 90 тыс. тенге 1,495 млн тенге. Не возражаем, так как пополнится районный бюджет. Было заявлено, что уберут эмиссию в окружающую среду. Для крестьянских хозяйств сделали. Считаем, что необходимо внести такие изменения и для юридических лиц, которые заняты товарным производством: выращиванием зерновых культур и животноводческой продукции. 
 
По мнению директора ТОО, сейчас существуют разногласия между нормативными документами. Согласно Постановлению Правительства РК «Об утверждении перечня загрязняющих веществ и видов отходов, для которых устанавливаются нормативы эмиссий», прописан перечень отходов, куда входят коммунальные, промышленные и радиоактивные. В свою очередь, приказом Министерства охраны окружающей среды РК отходы растениеводства и животноводства, садоводства, охоты, рыбной ловли внесены в перечень номенклатурной группы А1 и относятся к отходам сельского хозяйства. На них не должны устанавливаться нормативы. Что получается на деле? В процессе выращивания сельхозживотных образуются продукты жизнедеятельности, которые, согласно действующему законодательству, необходимо нормировать, а сельхозтоваропроизводители обязаны вносить плату за эмиссию в окружающую среду. Навоз является органическим удобрением и улучшает плодородие почвы. Несмотря на это, аграриям начисляют многомиллионные штрафы. 
 
Актуальные предложения
 
Во время своего выступления Александр Бородин высказал несколько предложений от костанайских сельхозтоваропроизводителей.
 
– В настоящее время отменено субсидирование оригинальных семян, элиты и всех остальных репродукций (за исключением первой), – пояснил Бородин. – Предлагаем в этом году субсидировать семена первой, второй, третьей, четвертой репродукции, а в дальнейшем дотировать семена элиты для семеноводческих хозяйств и первой репродукции – для всех товаропроизводителей. Есть немало вопросов и по районированию. В частности, я не могу приобрести хорошие сорта пшеницы в Шортанды, так как они не районированы в Костанае. Почему скот завозить из-за рубежа можно, и его субсидируют, а зерновые культуры покупать в другой области или за границей нельзя? Считаю, что все это тормозит подъем экономики сельского хозяйства. По заданию Президента создан Единый зерновой холдинг. Мы против концепции, в которой предусматривается создание нового ТОО в ЕЗХ и выделение АО «Продкорпорация». Холдинг должен соответствовать международным стандартам. В настоящее время во всех программах «КазАгро» через Продкорпорацию расчет за полученные кредиты производится зерном с поставкой на элеватор, однако вопрос о прозрачном определении качества зерна на них пока не решен. Именно поэтому предлагаем узаконить наличие независимого эксперта в лаборатории элеватора, утвердить изменения к правилам количественно-качественного учета зерна, которые находятся на рассмотрении у рабочей группы МСХ, а также возродить государственную хлебную инспекцию. Если говорить о законе, касающемся сельхозкооперации, его еще раз необходимо проработать на местах.
 
Из уст министра

У отечественных животноводов должна быть своя эффективная технология работы
 
После выступления представителей из различных областей страны министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков подвел краткие итоги 2014 года и ответил на вопросы, заданные представителями областей. Для решения некоторых из них он рекомендовал аграриям обращаться к депутатам или в Национальную палату предпринимателей, так как для этого необходимо вносить изменения в законодательные акты. Одним из первых глава Минсельхоза ответил на вопрос костанайцев о том, почему не субсидируется откормочные площадки, где менее 400 голов.
 
– Причина одна – невыгодно, – пояснил Асылжан Мамытбеков. – Если хотим производить мясо только за счет субсидий, это неправильно. Мы субсидируем для того, чтобы сформировалась технологическая цепочка, только тогда будет польза для всех ее звеньев, и откормочные площадки станут усиливаться. Вы ездили в США на обучение, наверное, видели, что у них нет откормплощадок, где менее 3000 голов. Есть по 30 тыс. и 100 тыс. голов КРС. Это не средний бизнес. Эффект, масштабы влияют на снижение себестоимости. У небольшого отечественного хозяйства должна быть своя технология: массовый туровый отел, до глубокой осени скот содержится на пастбище, с минимальными затратами 7-,8-,9-месячных бычков с хорошей генетикой продают на откорм. В свою очередь, откормплощадки должны осенью скупить весь молодняк, дорастить, откормить, забить и продать. Только в этом случае наше мясо будет конкурентоспособным и качественным. Государство поддержит то, что впоследствии станет эффективным.
 
Глава Минсельхоза дал разъяснения и по новшествам в налогообложении. По его словам, при повышении земельного налога по юридическим лицам нагрузка не увеличивается, потому что отменены налоги на имущество, транспорт и в 100 раз снижена ставка эмиссии в окружающую среду. Все это компенсирует дополнительную земельную нагрузку по земельному налогу. 
– Конечно, я привел средние цифры, если раньше некоторые юридические лица, ведущие хозяйство неэффективно, платили низкие косвенные налоги, имущества у них было мало, сейчас налог на добавленную стоимость вырос почти в 15 раз, – отметил министр. – Для таких сельхозформирований налоговая нагрузка может быть увеличена. Налоговая политика направлена на то, чтобы подобные предприятия стали работать более действенно. Прямой по своему действию налог заставляет трудиться, потому что отговорок не будет: семян в этом году не оказалось, техники нет, заплатим только налог на землю, а все остальные оплачивать не надо, так как они зависят от экономической активности. Теперь введен прямой налог, являющийся экономическим рычагом. Чтобы окупить его, нужно работать более эффективно. Не секрет, что в стране есть КХ, производящие мало молока, но имеющие землю более 20 тыс гектаров. Вспомним, что в преамбуле Закона «О крестьянском хозяйстве» написано следующее его определение: хозяйство, основанное на семейном ведении бизнеса. Другими словами, физические лица, которые не захотели объединиться в ТОО, АО или ПК, могли натурализовать свою земельную долю, выделиться в КХ со своими родственниками и вести хозяйство отдельно от бывшего совхоза. Это сделали специально для того, чтобы не было принудительной массовой второй коллективизации. Но мы растеряли данный семейный принцип, внесли изменения в закон, и теперь КФХ стали образовываться для оптимизации налогообложения, чтобы превратить большие обороты в малые и уйти от налогов. Конечно, у нас есть 70% льготы по юридическим лицам, а по крестьянским хозяйствам, можно сказать, налогов нет. Единый земельный налог основывается, по сути, на оценочной стоимости земли. Как можно оплатить налоги от оценочной стоимости земли? Его ставка очень маленькая: на 1 гектар земли средняя составляет 50 тенге. Что такое 50 тенге на 1 гектар, когда он может приносить доход минимум 
30-40 тыс. тенге. На юге, на поливных землях с 1 гектара можно получать 500-800 тыс. тенге. Это золотой фонд нашего сельского хозяйства. Низкий налог позволял иметь землю и не работать на ней. Именно поэтому увеличение нагрузки для тех, кто использует землю неэффективно, намеренное. По остальным землепользователям такого повышения нет. Если раньше фермер должен был сдавать 7-8 деклараций, сейчас их количество уменьшилось на три.
 
Татьяна ДЕГТЯРЕВА
фото автора и 
пресс-службы СФК 
 

 

comments powered by HyperComments

70_let_pobedi

 

Гвозди

Комментарии

 

Видео