К трезвому и здоровому обществу

18 февраля 2016 - Веб-редактор
article9361.jpg

Сегодня наш собеседник – психотерапевт, кандидат медицинских наук, занимающийся проблемами алкоголизма и наркомании еще с советских времен, Игорь ВАСИЛЕНКО (на снимке). Он проводит анализ ситуации в обществе и указывает на факторы, влияющие на интерес общества к спиртному.

 

– Анализ динамики уровня потребления алкоголя за последние 25-30 лет показывает, что оно всегда сопровождало социально-экономические изменения в стране. В обществе того времени отсутствовали внешние раздражители в форме социально-стрессовых ситуаций. Алкоголизация проходила средними темпами, с пиком употребления в основном в выходные и праздничные дни. Определенные категории людей, работавших в экстремальных условиях, например, холода, могли заниматься распитием спиртных напитков даже в рабочее время или мастера – золотые руки, на алкогольные прегрешения которых руководство смотрело сквозь пальцы.

 

Некоторые представители неработающей части населения, располагавшие свободным временем и находившиеся на содержании родственников, могли полностью посвятить себя алкоголю. На начальном этапе постперестроечного периода пьющее население разделилось на две категории: успешные люди, чаще всего предприниматели, с появившимися новыми возможностями сочетания спиртного и работы. После «засухи» вследствие указа 1985 года появились новые непродегустированные спиртные напитки с Запада (виски, текила, абсент), но другой культуры питья они, увы, не принесли. Часть успешных граждан в тот период посвятила себя чрезмерному употреблению алкоголя.

 

Вторая группа – это люди, в силу определенных причин потерпевшие крах в бизнесе или ставшие безработными. Они спивались и выпадали из социальных норм, потому что искали в алкоголе гармонию с собой и обществом. Конечно, спиртное обладает транквилизирующим свойством, но с краткосрочным эффектом: пьющий успокоился, а его проблемы остались. Таким образом постепенно формируется вначале психологическая, а затем и физическая зависимость.
За последние 15 лет уровень алкоголизации стал снижаться по сравнению с советским периодом.

 

С наступлением общественной стабильности у людей появилась возможность для реализации собственных планов, достижения целей: работа, растущие социальные гарантии со стороны государства, перспективы. Социально отверженных людей из второй категории стало меньше, некоторые пошли работать, для них алкоголь стал помехой. Появились случаи отказа от спиртного (самостоятельно или с помощью специалистов). В Казахстане никто не изучает степень алкоголизации населения, но она стала меньше. Значительно сократилось безрассудное употребление спиртных напитков, изменился формат потребления. Но при этом алкоголизация стала проникать в молодежную среду. Особенно это стало заметно в период мощной пивной кампании, когда грамотная реклама формировала в сознании парней и девушек образ успешного и жизнерадостного человека с пивом в руках. Многие помнят молодых людей, распивающих его на скамейках, улицах и скверах.

 

Государство предприняло ряд мер, ограничив показ алкогольной рекламы, запретив распитие спиртного в общественных местах. В результате сформировалась культура употребления пива в барах, кафе и ресторанах. Определенный вклад в алкоголизацию населения внесла реклама легких алкогольсодержащих коктейлей. Они навязывались как напитки дня, их якобы можно было употреблять в любое время. Через рекламу и фильмы преподносится модель поведения, где работа чередуется с алкоголем. «Это позволительно и непредосудительно», – считают авторы идеи. В итоге сегодня мы получили тех людей, которые начинают день с легких коктейлей или пива. Когда наступает зависимость, они переходят на более крепкие напитки.

 
В последние годы сильным регулятором алкоголизации становится работодатель, жестко относящийся к совмещению работы и алкоголя, ведь пьющий человек в его коллективе – это удар по бизнесу и репутации предпринимателя. Сотрудник с вредными привычками поставлен перед выбором: либо спиртное, либо работа.

 

Нередки случаи, когда сами работодатели направляют хороших специалистов на прием к наркологу. Появилось совершенно новое явление, которое не отмечалось ни в советское время, ни в первые годы независимого Казахстана – алкоголизация пенсионеров! Они располагают свободным временем, определенным гарантированным достатком, но зачастую страдают от одиночества, особенно когда рядом нет детей и внуков, друзей или хобби. В жизни некоторых представителей этой категории населения появляется спиртное, скрашивающее одинокие будни. И для части из них это путь к формированию алкоголизма.

 

В лучшем положении находится молодежь, для которой создаются возможности для досуга и занятий спортом. Ее приоритетами являются успех на работе и достижения в спорте на профессиональном или любительском уровне. Молодые люди считают, что лучшее времяпровождение – активный отдых. Все больше появляется спортивных площадок, кортов и катков. На смену диванно-гаражному отдыху пришел динамичный, плохо совмещающийся с употреблением спиртных напитков. В целом сегодняшнее общество более трезво, чем 20 лет назад.

 


Продолжение – в следующем номере.



Султан ДЮСЕМБАЕВ,

фото автора и из личного архива Игоря ВАСИЛЕНКО

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

Комментарии

 

Видео