Новые грани закона «Об образовании» для стимулирования КАЧЕСТВА

19 декабря 2015 - Веб-редактор
article8812.jpg

Среди участников заседания коллегии был и сенатор – наш земляк Серик Бектурганов

 

Еще одним сюрпризом накануне Нового года стало известие о внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об образовании». На самом деле их немало, и все они, по мнению экспертов, призваны дать новый толчок вперед отечественной сфере образования. Решен ряд проблем, много лет висевших перед обществом как дамоклов меч. Например, общество и родителей волновал вопрос чрезмерной демократичности в школьной форме, госзакупок по приобретению продуктов для школьного питания, приема в педагогические вузы молодых ребят, далеких от творческого неравнодушного подхода, любви к детям… Об этих и других изменениях говорили на прошедшем в Астане заседании коллегии МОН.

 

В работе заседания коллегии МОН РК приняли участие представители педагогической общественности всех регионов Казахстана, а также представители Администрации Президента РК, Канцелярии Премьер-Министра РК, депутаты Сената и Мажилиса Парламента РК, ректоры вузов, руководители сферы образования. Был обсужден ряд других вопросов, к примеру, заслушан отчет ректоров национальных вузов. С большим докладом выступил министр образования, в котором, в частности, он остановился на реализации Послания Главы государства касательно бесплатного предоставления первой рабочей специальности молодым казахстанцам. Конкретно по изменениям и дополнениям в закон «Об образовании» выступили ответственный секретарь МОН РК Амерхан Рахимжанов и депутат Мажилиса Парламента РК Гульмира Исимбаева.


– Законодательно закреплено прохождение производственной практики студентами вузов, начиная со 2 курса, при этом содержание и база практики будут определяться в соответствии с профилем специальности и содержанием образовательной программы, – сказал Амерхан Рахимжанов. – В целях обеспечения качественного отбора абитуриентов на педагогические специальности с 1 января 2016 года будет изменен порядок приема и введен вступительный творческий экзамен. Надо выявлять склонности поступающего в педвуз молодого человека к педагогической деятельности. В МОН в настоящее время создается рабочая группа по выработке механизмов проведения творческих экзаменов. Необходимо повышать престиж профессии Учителя – это главная цель введения данной нормы!


В целях стимулирования молодежи к получению профтехобразования с последующим получением высшего образования в законе предусмотрена норма, предполагающая преимущественное право поступления в вузы той категории выпускников организаций ТиПО, которые подтвердили свои квалификации и имеют стаж не менее одного года. Что касается международной стипендии «Болашак» – предусматривается расширение перечня категорий претендентов на прохождение стажировок.


В среднем образовании – больше внимания на качество! Для решения проблем по обеспечению учебниками введено несколько норм, расширяющих компетенции уполномоченного органа и местных исполнительных органов. Для МОН предусматриваются такие полномочия, как разработка, утверждение методики прогнозирования потребности в учебниках, правил по формированию, использованию и сохранению фондов библиотек государственных организаций образования. МОН определяет и утверждает единый базовый учебник по каждому предмету для организаций образования, реализующих общеобразовательные программы в начальном образовании с 1 января 2017 года, основного среднего образования – с 1 января 2020 года, общего среднего образования – с 1 января 2022 года. Местные исполнительные органы – акиматы областей и Алматы, Астаны, городских и районных уровней ежегодно до 1 августа обеспечивают приобретение и доставку учебников для организаций образования. В обязанности руководителей среднего образования, местных исполнительных органов входит оповещение родителей о перечне учебников в новом году.


В законе определена функция учителя по ведению классного руководства как педагога-воспитателя и педагога-организатора. МОН разрабатывает и утверждает Положение о классном руководстве в школах. В целях введения строгого стиля одежды, который дисциплинирует и не отвлекает учеников от основных занятий, расширена компетенция МОН по утверждению требований к школьной форме. При этом на родителей возложена обязанность по выполнению требований к обязательной школьной форме, установленной уполномоченным органом в области образования. В целях регулирования учебно-воспитательного процесса по вопросам отмены занятий внесена норма о компетенции МОНа по утверждению Правил отмены занятий в связи с погодными условиями, при этом не допуская отставания от учебных программ и не снижая качества образования.


– Более года шла работа над новым законом «Об образовании», и вот он принят, это очень большое событие, – отметила депутат Мажилиса Парламента РК Гульмира Исимбаева. – Было много споров вокруг отдельных норм. Большая часть споров была в отношении компенсационных выплат со стороны работодателей. Бесплатное профтехобразование, провозглашенное Главой государства, конечно, получило законодательное закрепление! Кроме того, выпускники ТиПО, имеющие не менее года стажа, получают преимущественное право поступления в вузы – это весьма актуально, если учесть, что сегодня на рынке труда востребованы отнюдь не специалисты с высшим образованием, а рабочие кадры, выпускники колледжей. При этом из всего количества обучающихся вузов и колледжей менее 10% учатся в колледжах. Рабочая группа пошла на этот шаг: предоставление преимущественного права при поступлении в вузы ребят, уже поработавших год на производстве после колледжа. В школах, семьях детям надо говорить о такой прекрасной возможности, которую дает новый закон «Об образовании». Благодаря Президенту молодежь может бесплатно получить первую рабочую специальность! Госзаказ должен формироваться на основе потребностей рынка труда: без его учета уйти от создавшегося рыночного дисбаланса не удастся.


Еще одна норма связана с необходимостью рационально использовать бюджетные средства – отработка по окончании вуза выпускниками, учившимися за счет госзаказа не менее трех лет. К выпускникам медицинских, педагогических специальностей эта норма будет действовать уже с 2016 года, для остальных – с 2017-го. Мы знаем, что много нареканий на уровень педагогических кадров, поэтому абитуриентов по этим специальностям надо принимать не только на основании результатов ЕНТ, которые никоим образом не выявляют способности к работе с детьми, умение грамотно излагать материал. Этот вопрос обсуждался несколько лет, мы пришли к согласию с МОН о необходимости в законе данной нормы. Сейчас важно определить, в какой форме будет дополнительный творческий экзамен: собеседование или сочинение. При этом, конечно, надо предусматривать в дальнейшем и механизмы стимулирования к поступлению талантливой молодежи на педагогические специальности.


С 1 января 2017 года право выдавать дипломы государственного образца, иметь право на получение госзаказа будут те вузы, которые соответствуют двум условиям, первое из которых: они должны пройти международную аккредитацию в зарубежных или национальных аккредитационных органах, являющихся полноправными членами международных европейских сетей по оценке качества знаний. Родители обязаны знать, в каком случае их дети-студенты могут не получить диплом государственного образца. Местные органы должны предусматривать средства для аккредитации учреждений ТиПО.


Еще одна норма предусматривает ужесточение требований при приеме на педагогическую работу. Обязательно предоставление справки с наркодиспансера, из психдиспансера, будут утверждаться Правила педагогической этики. В последние два-три года серьезно обсуждается вопрос учебников. В итоге сейчас пришли к выводу о том, что по каждому предмету должен быть единый базовый учебник – по нему должны составляться тесты ЕНТ. Это не означает, что могут использоваться другие учебники, но этот – основной.


Далее, вопрос питания в школах, детсадах, сиротских организациях, интернатах выведен из норм применения закона «О госзакупках». Теперь каждая организация будет сама закупать продукты, главное – обеспечить качество питания! МСХ должно подсказать, у каких отечественных производителей качественная продукция с тем, чтобы ее могли покупать образовательные организации.


Оценка школ – какая должна быть система? Только ЕНТ, только количество призеров олимпиад? Это не может быть объективным показателем успешности школы, поэтому МОН должно разработать Правила оценки деятельности организаций образования и самих обучающихся.


Изменения и дополнения в закон внесены, но многое теперь зависит от того, какого качества, какой полноты будут подзаконные акты. Не секрет, что иной подзаконный акт может перечеркнуть всю норму, которая законодательно была отражена… Хочу пожелать всем активности в успешной реализации задач, поставленных Посланием Главы государства, нашего закона «Об образовании».


Ляззат ШУЛЕНОВА
фото автора,

Астана

 

comments powered by HyperComments

Комментарии

 

Видео