Батыры великой степи

7 декабря 2017 - Администратор
article15530.jpg

Казахский народ всегда бережно хранил в своей памяти имена славных батыров и яркие предания о них. Они командовали огромными армиями, побеждали лучших вражеских воинов. Множество батыров вышло из народа во время джунгарского нашествия на территорию Казахстана. Их именами славится и наша Костанайская область. Места захоронения батыров, совершивших незабываемые в памяти народа подвиги, вошли в сакральную географию нашего края.

Жабагы батыр

Одним из славных сыновей Великой степи, отдавших жизнь за свободу и независимость своей Отчизны, был Жабагы батыр из рода кипчак, прямой потомок легендарного Кобланды батыра, внук батыра Тугеля, унаследовавший от деда силу, выносливость и мудрость. История его деда Тугеля сама по себе является яркой и интересной. Когда жена Акжигита родила сына, народ не мог долго подобрать ему имя, тогда хан Орды назвал его своим сыном и дал ему имя Тугель, тем самым благословил его как защитника народа. Когда Тугель вырос, он стал участником многих походов и прославился своими подвигами. Абылай хан однажды выразил свое благословение джигиту, спросив: «Что ты желаешь? Трон мой передать или же счастье свое отдать?». Тугель ответил, что власть ему не нужна, а счастье в том, что на него обратил внимание сам правитель. И тут Абылай хан вручил ему походное знамя. Когда у Тугеля родились два сына – Ипан и Джанибек, то знамя, данное из рук самого Абылай хана, он передал по наследству младшему сыну Ипану.

Сын Ипана Жабагы батыр жил в 18 веке на территории современного Тарановского района Костанайской области в местности Караоба.

Доблестная история жизни батыра пронизана непрестанными битвами с ойратами за родную землю. Погиб Жабагы батыр в 1722 году в сражении с калмыками как достойный сын своего народа. По народным преданиям, Жабагы батыр возглавил войско против врага. Долго длилось сражение, в бою калмыки ранили коня батыра, он продолжал биться пешим, но стрела врага попала в него. Зная, что теперь он не сможет оправиться от ран, батыр Жабагы собрал воинов и наказал им: «Чтобы трупы врагов не отравили местность, разлагаясь, выройте большую яму и заройте их. А когда и я умру, насыпьте поверх этой ямы большой курган из камней и земли, и на самом верху похороните меня. Буду сверху лежать, придавливая их собой и охраняя».

 



Батыра окружали надежные, смелые воины, одним из них был Жаманкара (Жаманкы) батыр. Он тоже высказал пожелание о том, чтобы его похоронили рядом с Жабагы батыром.

Наказ батыра Жабагы был исполнен. Был насыпан огромный курган, такой большой, что трудно поверить, что он рукотворный. Могила похожа на воинский караул, как будто глядит Жабагы батыр с высоты на землю, оберегая ее. На краю села, на возвышении на семи ветрах, как бы облокотясь на подушку, лежит батыр Жабагы. Посетив захоронение батыра, известный поэт Акылбек Шаяхметов вспомнил слова великого Абая: «Под знаменем своим непокоренным не стыдно умереть непобежденным!».

У подножия рукотоворного кургана стоит памятный камень, а на вершину холма к могиле отважного воина ведет каменная лестница. Недалеко от могилы, расположенной в устье реки Айет, внизу у оврага течет ручей. По словам стариков, вода из родника является священной, испивший воду из ручья чувствует себя бодрым и здоровым. Паломники часто приходят сюда, ночами молятся здесь, излечиваются, прославляя батыра Жабагы и его святой дух.

Потомки батыра в 2002 году установили у подножия кургана памятный камень, а также бережно хранят семейные реликвии, передающиеся из поколения в поколение, – походный флаг XVIII века, врученный деду Жабагы батыра Тугелю Абылай ханом, поясной кошель Жабагы батыра и книгу на староарабском языке.

Барак батыр

В Сарыкольском районе в 15 километрах от села Крыловка находится мавзолей одного из выдающихся батыров – Барака Жанузакулы (Карабалуанулы). За годы существования мавзолей несколько раз был реконструирован. Старый мазар обновлен и открыт 13 июля 1996 года. Автор последнего варианта – Нурлан Мугаев. На мавзолее установлена плита, где указан его год рождения – 1717.
 


Батыр Барак Карабалуанулы был третьим сыном прославленного полководца Жанузака (Карабалуана) Алдиярулы, родился в ауле Алдияр Жанкелдинского района. Жанузак батыр, побеждая во всех единоборствах, поединках, за незаурядную выносливость, «қара» – физическую силу – қара күш (дословно – черную силу), был назван народом Карабалуаном, он командовал центром и резервом в ополчении тархана Шакшака Жанибека.

Барак батыр был известен как незаурядный человек, военачальник, соратник Аблайхана, наряду с Даутбаем Жанибекулы (тархан, сын Шакшака Жанибека), был рядом с ханом и оправдал его доверие. Барак Жанузакулы в 1740-1758 годы участвовал во всех крупных сражениях и походах, защищая родную землю от калмыков.

Барак Жанузакулы (Карабалуанулы) участвовал, показав примеры героизма, в крестьянском восстании под предводительством Емельяна Пугачева, а позднее и в национально-освободительном движении казахов, возглавляемом Сырымом Датовым.

Бараку аулие была уготована завидная судьба миротворца во времена пугачевского бунта.

Вот пример, доказывающий смелость, находчивость, тактику Барака батыра: «Если участники восстания Е. Пугачева будут побеждены, они будут подвержены бегству, за ними отправится царский карательный отряд и истребительная война между Россией и русским народом произойдет на казахской земле», – мудро предполагал Абылай хан. Чтобы не допустить эту нежелательную ситуацию Абылай хан отправляет к приграничным крепостям два отряда воинов, для того чтобы защитить укрепления на границе с Россией.

Один отряд возглавлял сын тархана Шакшака Жанибека Даутбай тархан. Во главе второго двухтысячного отряда был послан Карабалуанулы Барак батыр.

У Барак батыра время от времени были стычки с солдатами царских отрядов. Это были не солдаты укрепления, а солдаты карательного отряда. Проезжая мимо укрепления, они сталкивались с казаками, охраняющими укрепления. В этих столкновениях Барак батыр бросался в глаза своей находчивостью, умением брать все в свои руки, ловкостью, сам вступал в бой, от одного взмаха его пики и русские, и казаки скатывались с седла. С этих пор про него стали слагать легенды. Он также, как и его отец Карабалуан, обладал непомерной физической силой. К его имени часто присоединялось звание султан.

Первым поняв основную мысль Абылай хана, Барак батыр, защищая укрепления на казахской земле, не допустил того, чтобы пожар войны объял родную землю. Задача казалась почти невыполнимой. Он был обязан, с одной стороны, продемонстрировать перед соратниками Емельяна Пугачева решимость оказать поддержку и уничтожить крепости, а с другой – не наносить урона их защитникам. Барак батыр блестяще справился с поставленной задачей и тем самым продемонстрировал перед народом, что является достойным племянником Толе би. Абылай хан был особо признателен Бараку за исполнение такого важного задания: «Ты, оказывается, не только батыр, ты аулие. Народ тебя называет знахарем, целителем. А я тебя буду называть аулие – батыром.

Таким образом Барак удостоился чести носить звание «аулие». Этим словом народ называет и выдающихся целителей, и пророков ясновидцев, предсказывающих судьбоносные события. Дар врачевания и методы лечения он унаследовал от своей матери Жасканы, родной племянницы Толе би, которого народ тоже величал «аулие».

Если удивляющей всех силой, выносливостью, решительностью, находчивостью, ловкостью он пошел в отца, то умение определять болезнь по биению пульса, внешним не заметными глазу признакам, лечить травами, молитвами и другими методами он перенял от матери.

Возвращаясь домой в Кустанайскую область, он прихватил с собой 10-15 казахов из Младшего жуза с семьями, а также 10-15 русских воинов, активных участников восстания Емельяна Пугачева. Во главе этих русских стоял Федор (Шодыр). У Федора не было навыков пасти скот, вконец привыкнув только воевать, грабить, он начинает метаться от скуки.

Шодыр начинает тайно уговаривать воинов Барака батыра совершить нападение на русские земли.

Узнав об этом, разгневанный Барак батыр вызвал Федора. Они сильно поссорились. Разозленный Федор вызвал Барака батыра на поединок. Барак батыр принял предложение. Особо надеясь на свои силы, Федор вызвался на поединок по казахским обычаям, то есть сражаться на коне, взяв в руки пику. Во время поединка Барак батыр перевернул Федора с коня, повредив ему поясничный позвонок. Впоследствии Барак сам лечил Федора и поставил его на ноги.

Заслуга Барака аулие как провидца в том, что он первым среди казахов предупреждал народ, что придут новые времена имущественного неравенства, расслоения казахов на имущих и неимущих. Предостерегал народ о двух опасностях – черной зависти неимущих к богатым и высокомерного, презрительного отношения богатых к бедным сородичам. Вместе эти две крайности могут породить бунт – явление пострашнее буйного пожара, внушал Барак. Бунт грозит уничтожением всего богатства общества, голодом, враждой. Его предвидения подтвердились в трагические двадцатые – тридцатые годы ХХ века, то есть почти полтора века спустя.

Батыр Барак Карабалуанулы умер в конце XVIII века и похоронен на территории современного Сарыкольского района Костанайской области. С тех пор его захоронение является местом очищения и единения душ, конечным пунктом ежегодного паломничества тысяч представителей жузов казахского народа из Костанайской, Торгайской, Акмолинской, Северо-Казахстанской, Карагандинской и Актюбинской областей, а также из соседних губерний Российской Федерации.

Мандай батыр

Мандай батыр захоронен в селе Алкау Мендыкаринского района на высотном утесе реки Тобол. У изголовья установлен синий камень весом в тонну с оставленной на нем надписью на языке фарси.

Батыр Мандай (1710-1803) происходил из узын кипчакского рода. Территория Карабалыкского района, а именно древний аул Узын, является местом его рождения. Село Магнай Карабалыкского района ранее называлось Мандай, позднее на русском языке было искажено в Магнай. Центральная районная мечеть Костанайского района носит имя Мандай батыра.
 


О Мандай батыре сложено немало легенд, нерассказанного и ненаписанного еще много. Исторические данные о том, что Мандай батыр был отважным героем, о его участии в разгроме калмыков есть запись в летописи времен. Татикара жырау в своем эпосе, который начинается словами «У камыша верхушка редкая, а корень крепкий» в строках «Деріпсәлі, Маңдайды айт қыпшақтағы» говорит именно о Мандай батыре.

В народной памяти он остался как талантливый полководец, умело противостоявший джунгарским нашествиям на родные земли. Под знаменем Абылай хана войско Мандая участвовало во всех крупнейших сражениях и походах. Некоторое время он даже возглавлял личную гвардию Аблая. Затем вернулся на родину и до самого присоединения Казахстана к России охранял его рубежи от набегов калмыков и башкир. Заставы Мандая стояли в кипчакских аулах: Тогузак, Шадыксай, Екеншилик, Былгаши, Талды, Кайрак, а его ставка находилась в ауле Мандай.

По воспоминаниям аксакалов, сероглазый, рыжеусый Мандай батыр был очень крупного телосложения, широкоплечий, крепкий, с большими широкими ладонями, в совершенстве владел верховой ездой, оружием, искусством рукопашного боя. Он родился светловолосым, с высоким лбом. Аксакалы нарекли его «маңдайлы» – высоколобый. Батыр умер в возрасте 93 лет, за 3-4 года до этого молодежь ради развлечения со словами: «Интересно, остались ли силы у батыра, хватит ли сил на врага, давай-ка проверим» с грохотом закрыли и обмотали волосяным арканом дверь юрты, в которой лежал батыр, затем около десяти джигитов подперли дверь и с криком: «Враг, враг» громко застучали в дауылпаз. Батыр поспешно встал с места, пнул дверь, парни все упали, дверь разбилась вдребезги. Батыр вскочил на коня и с криком: «Где враг?» догнал бросившихся врассыпную джигитов и наказал их.

Куляш ОМАРОВА,

фото Георгия ШАПОВАЛОВА

comments powered by HyperComments

Послание

15000

Г-спешл

 

Облако тегов

1 мая 100 шагов по реализации 5 реформ Air astana Diezel sun Diezelsun Expo Mazda2 Qagro.wordpress.com «атамекен» «горняк» «лучший товар казахстана» «сделано в казахстане» «шаңырақ» автомобили авторынок аким акимат акиматы акция алмазбек атамбаев