Свой след на целинной земле

20 ноября 2014 - Веб-редактор
article5317.jpg

В год 60-летия освоения целинных и залежных земель важно вспомнить еще об одном человеке, внесшем весомый вклад в покорение целинных просторов.  Имя – Анатолий Филиппович Микульчик  (на снимке – второй ряд, второй слева) – нешироко известно в Костанайской области. Однако его многолетняя трудовая деятельность, творческий потенциал, многочисленные технические разработки и рационализаторские предложения оставили свой след на целинной земле.

 

Нелегкая тыловая жизнь
 
Микульчик Анатолий Филиппович родился 17 января 1916 года в городе Мариуполе, в семье железнодорожного рабочего. Анатолий рано лишился матери, быстро повзрослел. Имея хорошие способности по математике, уже в 12 лет успешно сдал экзамены в Горьковский авиационный институт, но учиться там не стал в силу собственных причин. Окончил ремесленное училище, затем продолжил обучение в железнодорожном техникуме в городе Горьком.
 
Производственная деятельность А.Ф. Микульчика началась в 1933 году. Это не мешало ему продолжать обучение и дальше. В 1941 году Анатолий Филиппович получил диплом механического факультета Донецкого заочного горного института по специальности инженер-механик, окончил в Москве институт по метрологии и стандартизации (по новейшей технике), в Целинограде – экономический институт. Два года занимался в Московской аспирантуре. Во время Великой Оте-
чественной войны работал старшим мастером производственного обучения, а затем директором хлебокомбината №3 в городе Ижевске. На фронте Анатолий Филиппович не был, в боевых действиях не участвовал, так как у него была бронь, но он не раз писал в военкомат заявления. Работал в тылу, на военных заводах, затем в освобожденных районах страны.
 
Просторы целины
 
В 1954 году Анатолий Филиппович приехал в Казахстан поднимать целину. С мая 1954 года стал работать главным инженером МТС в поселке Надеждинка Кустанайского района. В 1956 году он окончил 6-месячные курсы директоров МТС при Московской ордена Ленина сельскохозяйственной академии имени 
К.Тимирязева. За время работы пользовался большим авторитетом среди коллег и жителей села. 
 
В 1955 году на целине выдалась засуха, урожай не удался. Многие целинники уезжали домой. Директор Надеждинской МТС И.Островский и главный инженер А.Микульчик провели большую воспитательную работу по остановке оттока целинников из села, и все получилось.
 
 Уже 1956 году был выращен рекордный урожай, и необходимо было мобилизовать все силы для его уборки. Автомашин не хватало. Анатолий Филиппович отвечал за переброску хлеба с полей на тока. Под его руководством был изготовлен автопогрузчик по загрузке зерна на автомашины. Директор МТС И.Островский, имея в виду главного инженера Микульчика, не раз тогда повторял: «Другого помощника мне и не надо». За высокий урожай Надеждинская МТС была удостоена чести участвовать в ВДНХ в Москве. Директору И.Островскому, главному инженеру А.Микульчику и главному агроному были вручены малые золотые медали ВДНХ, денежные премии и техника (автомобиль «Победа», мотоцикл «Иж»). Также наградами были отмечены и все механизаторы.
Анатолий Филиппович был инициатором организации курсов шоферов при МТС. Как отмечали в этот период его коллеги, при  такой высокой нагрузке в работе он тем не менее производил впечатление человека, которого ничто не утомляет. 

Передавая опыт 
 
В 1959 году А.Ф. Микульчик перешел на работу в Кустанайский совнархоз начальником Центрального бюро технической информации. Здесь он возглавлял работу по переводу иностранной технической литературы на русский язык. На добровольных началах организовал научно-техническое общество при совнархозе, являлся членом Казахстанского республиканского Совета НТО, входил в состав Всесоюзного общества журналистов.
 
Анатолий Филиппович – автор многочисленных рационализаторских предложений в области механики, сельхозтехники, машиностроения. Много печатался. Так, в 1959 году была издана его брошюра «Ремонт стартерных аккумуляторных батарей», а в 1960 году Академией наук СССР в тезисах докладов союзного совещания была напечатана работа Анатолия Филипповича «Восстановление изношенных деталей машин гальваническим осталиванием с упроченной поверхностью». Он был хорошим практиком и хотел постоянно делиться своим опытом. В том же году за многолетнюю деятельность ВЦСПС СССР наградил его путевкой на отдых в Румынию.
 
После реорганизации Кустанайского совнархоза Анатолий Филиппович работал главным инженером на строящемся КЖБИ, с 1962 года – главным механиком в тресте «Казэлеватормельстрой». В 1964 году Микульчик заочно был избран доцентом кафедры эксплуатации машин Усть-Каменогорского строительного института. С октября 1966 года – преподаватель спецдисциплин в Кустанайском строительном техникуме и по совместительству – в пединституте.
В 70-х годах А.Ф. Микульчик перешел на работу в Кустанайский автодорожный техникум. Вел общественную, партийную работу, был секретарем парторганизации. Каждое лето с учащимися техникума выезжал на практику на автомобильный завод в город Горький, откуда студенты всегда привозили похвальные грамоты за дисциплину и добросовестное отношение к работе.
 
После ухода на пенсию Анатолий Филиппович продолжал работать в учкомбинате в Затобольске, в котором готовили рабочих-крановщиков и экска-
ваторщиков. 
 
Забота о людях
 
По воспоминаниям супруги Натальи Ивановны Микульчик, которой 90 лет и сегодня она проживает в Костанае, самые трудные вопросы и задачи по математике тогда в городе мог решить только ее муж. Всегда приходили к нему студенты из вузов города, которые часто говорили: «С этим материалом может справиться только Микульчик». Он вел большую общественную работу, за что неоднократно поощрялся. Был пропагандистом, преподавал в высшей партийной школе при обкоме партии, которую сам же когда-то окончил. Часто после рабочего дня шел на производство набирать людей на курсы повышения квалификации. Сам он очень много читал, в основном техническую литературу, писал статьи и брошюры на технические темы. Анатолий Филиппович неустанно занимался самообразованием. Способности у него были блестящие. За активное участие в решении задач технического прогресса и достигнутые успехи в разработке и внедрении рационализаторских предложений был неоднократно награжден дипломами, почетными грамотами, орденом «Знак Почета», медалями «За освоение целинных земель», «За успехи в социалистическом сельском хозяйстве», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945», «Ветеран труда».
 
«Человек-энциклопедия»
 
Свои воспоминания об Анатолии Филипповиче оставил его друг – Комиссаров Анатолий Иванович: «Наша многолетняя дружба дает мне право с большим удовольствием рассказать о прекрасном человеке, неустанном труженике и хорошем товарище. Нас сблизили сначала производственные отношения, а позже я стал тянуться к нему как к человеку с глубоко духовной культурой, разбиравшемуся во всех вопросах: экономических, политических медицинских, одним словом, –– «человек-энциклопедия». Приходилось в любое время дня тревожить его по экстренным делам, и безотказно он давал советы, как поступить в том или ином случае. Он постоянно был инициатором всех молодежных начинаний, при этом внимательный и заботливый отец, уделявший много времени детям и жене. 
Сколько прекрасных специалистов выпустил Анатолий Филиппович Микульчик, работая в Кустанайском строительном техникуме, а впоследствии – в автодорожном! Я благодарен судьбе, что был товарищем такого удивительного, умного человека, с  волевым характером. Самые 
добрые воспоминания о нем останутся у меня и моей семьи на всю жизнь».
 
Анна КАРПУХИНА,
архивист Госархива Костанайской области  
 
 
 
comments powered by HyperComments

Послание

15000

Г-спешл

 

Облако тегов

1 мая 100 шагов по реализации 5 реформ Air astana Diezel sun Diezelsun Expo Mazda2 Qagro.wordpress.com «атамекен» «горняк» «лучший товар казахстана» «сделано в казахстане» «шаңырақ» автомобили авторынок аким акимат акиматы акция алмазбек атамбаев