Майраш ТАЙКЕНОВА: Все мы находимся в одинаковых условиях модернизации образования

3 ноября 2016 - Веб-редактор
article12173.jpg

Сразу в двух поездках побывала делегация из Казахстана. Первая состоялась в Сеул по приглашению корейского Национального института международного образования, вторая – в Москву, на IV Съезд учителей и работников образования государств-участников Содружества Независимых Государств. О том, какой передовой опыт в сфере образования сегодня есть в Южной Корее и России, какие технологии в обучении используются, какова образовательная политика в условиях сегодняшних реалий, мы попросили рассказать советника министра образования и науки Майраш ТАЙКЕНОВУ (на снимке).  

 

 

– Майраш Гомаровна, поскольку первой по времени являлась поездка в Сеул и вы были в составе делегации, хотелось бы поинтересоваться, какова сегодня современная образовательная политика Южной Кореи?

 


– Делегаты приезжают в Южную Корею ежегодно по приглашению корейского Национального института международного образования. Недельные визиты специалистов из других государств являются малой частью многочисленных проектов, реализуемых министерством образования этой страны. Государственный орган, привлекая ведущие вузы страны, всячески продвигает проект «Study in Korea», предоставляющего гранты и стипендии талантливым студентам со всего мира. По мнению профессора Санг Хун Бэ (Sang Hoon Baе), директора Центра инновационного высшего образования в Университете Сонгюгван (Sung Kyun Kwan University) Южной Кореи, помимо инициатив государства, важнейшую роль в успехе реформ сыграло отношение самих корейцев к обучению будущих поколений. Южная Корея – страна с небольшой территорией, плотным населением и высокой конкуренцией за рабочие места. Для всех родителей образование детей является вопросом №1. Более того, 40% своего семейного бюджета южнокорейская семья направляет именно на образование, при этом большое внимание уделяется как академическому, так и дополнительному. Это различные языковые курсы, подготовка к тестированиям для поступления в вузы, IT-подготовка и многое другое. День единого тестирования выпускников – особенное событие для всей Южной Кореи, как праздник, в который все, от мала до велика, посещают храм.

 


– Наверно, именно трудоспособность, стремление к образованию и сумели превратить еще 60 лет назад довольно бедную страну, выживавшую лишь за счет своей сельскохозяйственной отрасли в крупнейшую индустриальную державу. В этом вы еще раз убедились?

 


– Да, именно так. За несколько десятилетий Южная Корея смогла превратиться из «изолированной страны утреннего спокойствия» в крупнейшего мирового экспортера. И это государство, которое свой глобальный рывок вперед объясняет одной фразой – «вклад в образование». Вложения в человеческий капитал оправдали отсутствие нефтегазовых месторождений и небольшую территорию. Правительство Южной Кореи с 50-х годов проводило пяти-шестилетние плановые программы. Сначала – ликвидация безграмотности, введение обязательного начального и среднего образования, затем – создание возможностей по получению высшего. XXI век ознаменовался улучшением качества образования через разнообразие программ обучения, автономность организаций и их отчетность. Корейские родители готовы в буквальном смысле пожертвовать собой, чтобы у их детей было достойное образование, а значит, и будущее, полное возможностей. Бизнес хорошо поддерживает данную сферу. Крупнейшие корпорации с известными мировыми брендами берут на себя миссию по содержанию вузов, делают огромные инвестиции, выплачивают стипендии студентам. И также наука со своей стороны работает на бизнес, посвящает ему свои исследовательские проекты.

 


– Некоторые эксперты отмечают, что есть определенные сходства в современной политике образования Южной Кореи и Казахстана. Так ли это, на ваш взгляд?

 


– Да, сходства есть. Например, одними из последних программ, принятых корейским правительством, стали проекты по повышению уровня автономии школ, введение компьютерного программирования в игровой форме для детей. Также можно назвать переход на подушевое финансирование школ и введение технологий обучения робототехнике и программированию. Проблема разного уровня молодежи, живущей в сельских районах и городах, также знакома корейским коллегам. Решение в этом случае для двух стран также остается общим – создание равных условий по получению качественного образования с помощью информационных технологий и общих стандартов. Последние годы ознаменовались для среднего образования Южной Кореи переходом к функциональной грамотности – в казахстанских школах аналогично. В сфере высшего образования Южная Корея руководствуется программой восполнения нужд индустрии, выделяя квоты только на специальности, пользующиеся спросом национального рынка. Аналогом такого подхода в Казахстане можно назвать подготовку кадров в рамках ГПИИР на 2015-2019 годы.

 


– Нельзя не заметить, что южнокорейские вузы становятся все более открытыми для иностранных студентов. И для казахстанских, в частности?

 


– Менеджер Глобального Центра Университета Кенг Хи (Kyung Hee University) Дженнифер Флинн, которая живет в Южной Корее более 10 лет, доброжелательность в отношении молодых людей из других стран объяснила так: «Жители Южной Кореи, пройдя свой нелегкий путь к экономическому благополучию за достаточно короткий период, считают, что теперь должны помочь и другим странам быстрее идти вперед, а потому охотно готовы делиться своим опытом». С другой стороны, ее коллега Хон Ким (Hoin Kim) называет также другие причины, по которым студенты со всего мира могут получить не только правительственные стипендии, но и обучаться за счет частных университетов Южной Кореи. По мнению специалиста Глобального центра, приток иностранных студентов обеспечивает университетам рост позиций в международных рейтингах, а также позволяет привлечь больше талантов в страну. Молодые казахстанцы часто выбирают Южную Корею для получения высшего образования. Пожалуй, главное, что присуще Южной Корее, – открытость, проявляющаяся в готовности делиться опытом, признавать свои ошибки и создавать будущее вместе с другими жителями планеты.

 


– Майраш Гомаровна, и о поездке в Москву, где прошел IV Съезд учителей и работников образования государств-участников Содружества Независимых Государств. С какими впечатлениями вернулись оттуда и ваше мнение по изучению опыта Москвы в сфере образования?

 


– На съезд приехали более 300 делегатов из России, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Туркменистана. Обсуждались основные тенденции развития образования в странах СНГ, новые подходы к образовательному процессу, состоялся обмен инновационным научно-педагогическим опытом. В секциях обсуждались пути обновления и перспективы развития дошкольного образования, вопросы модернизации школьного образования и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Дискуссии шли о проблемах и вызовах современного педагогического образования, подготовке кадров по наиболее востребованным на рынке труда специальностям в ТиПО, совершенствовании системы подготовки кадров в рамках Worldskills, повышении международной академической мобильности. В дни проведения съезда у делегаций была возможность ознакомиться с новыми тенденциями в российском образовании на базе конкретных школ. Наша делегация побывала в гимназии №1409 г. Москвы, где очень четко поставлено подушевое финансирование, на высоком уровне организован менеджмент, во главе стоят грамотные современные управленцы. Ученики изучают пять языков, кроме английского, еще испанский, итальянский, китайский, французский. Великолепные условия созданы для инклюзивного образования. Школа «клиентоориентирована» на учеников, каждый учитель работает так, чтобы дети шли учиться именно к нему. Очень много социальных проектов культурного, патриотического, просветительского направлений. И вот что отметила директор гимназии Ирина Ильичева: «Инструменты традиционного предметного обучения уже не обладают той эффективностью, которую они демонстрировали 20 и более лет назад. От нас, педагогов, ждут новых результатов в формировании предпрофессиональных и жизненных навыков, конвергенции полученных в школе знаний и умений. Благодаря подушевому финансированию за последние пять лет полностью заменена материально-техническая база московских школ, создано прекрасное техническое, информационное обеспечение. Изменились системы труда и оплаты, и в результате сегодня в Москве нет ни одной вакансии на работу учителя. Качество обучения должно быть оценено не только педагогами, но и обществом, поэтому сегодня все, что может быть оценено с точки зрения качества в образовании, передано общественным организациям, родителям. Мы не стоим на месте, во всех московских школах созданы инновационные лабораторные комплексы для межпредметных занятий, 3D-принтеры, интерактивные столы, устройства трехмерных визуализаций и так далее – сегодня это уже никого не удивляет. Мы понимаем, что новые технологии – путь к новым образовательным результатам».

 


– Какой подвели итог увиденному, побывав в двух разных странах, где имели возможность встреч и обмена мнениями с коллегами?

 


– С коллегами из 11 государств мы встретились и общались в Сеуле, с коллегами из восьми стран в Москве, и, как всегда, в таких случаях невольно проводишь параллели: как у них, как у нас? Я еще раз убедилась в одном: все мы находимся в одинаковых условиях модернизации образования. Современные технологии, стремительно входящие в жизнь, требуют от системы образования перехода на новые рельсы. Везде есть свои плюсы и минусы, достижения и недоработки, поддержка и сопротивление новизне... Во всех странах принимаются новые программы, внедряются передовые формы обучения, полиязычие, происходит много перемен, меняются министры, технологии, ломаются старые представления, встает острая проблема повышения квалификации педагогов, воспитания нового поколения «цифровых» детей. Сфера образования, будь то Франции, Южной Кореи, России или Казахстана, не находится в изоляции от современных мировых вызовов. Оказаться оторванными от мировой глобализации – значит быть позади, а мы должны войти в число 30 самых развитых стран мира – такую задачу поставил перед казахстанцами Глава государства, и все мы поступательно идем к этой перспективе!

 


Асель АБДРАХАН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

Комментарии

 

Видео