Чудодейственная сила сакральных мест

14 сентября 2017 - Администратор
article14850.jpg

Среди наиболее выразительных памятников казахского мемориально-культового зодчества, отнесенного к сакральным местам регионального (областного) значения, можно выделить двухкупольный мавзолей Габдоллаулы Сатыбалды ишана (на снимке 1) на старинном кладбище села Амангельды, построенный в 1899 году. Габдоллаулы Сатыбалды был одним из просвещенных богословов своего времени, много странствовал. Был очень уважаем земляками, призывал их в свое время к оседлому образу жизни. Благодаря его инициативе в районе появились сады и бахчи. После смерти Габдоллаулы Сатыбалды ишана стали считать святым человеком.

В народе сохранилось много историй о его сверхъестественных способностях. Так, по одной из легенд, на том месте, где сейчас стоит мавзолей, раньше находилась змеиная долина, которая буквально кишела гадюками. Но, по словам старожилов, Сатыбалды ишан с помощью молитв смог очистить это место от ядовитых обитателей. Поклониться могиле святого Габдоллаулы Сатыбалды ишана, попросить его об исцелении более 100 лет шли и продолжают идти люди со всей округи. В мавзолее похоронены также старший сын Сатыбалды ишана Файзулла и близкий друг Омар Калпе.

Одно из наиболее притягательных мест Амангельдинского района для местных жителей и приезжих – мавзолей Сагана Маката (на снимке 2). Здесь покоятся останки потомков Маката из рода толеков племени Аргын. Это был богатый и очень ученый человек. Со своими детьми он построил мавзолей, который прекрасно сохранился до наших дней. Войти в мавзолей можно только по одному, так как вход очень узкий. В стенах мавзолея потомки Маката укладывали тела умерших родственников. Хоронили здесь по древним обычаям. Когда человек умирал, его тело не закапывали, а укладывали в подземную комнату. В ней поддерживается определенная температура и отсутствует запах тления. По словам местных жителей, место, где построен мавзолей, издавна считалось священным, и тела хорошо сохраняются, потому что рядом течет река Сары-Торгай, а в земле находятся родники, которые исходят с Улытау. Строители мавзолея знали, что это место будет идеально служить времени.
 


В Тарановском районе, на берегу реки Аят, в нескольких километрах от райцентра, находится почитаемая местным населением и приезжими могила Жабагы батыра (на снимке 3, 4). Прямой потомок легендарного батыра, кипчака Кобланды, Жабагы батыр жил в ХҮІІІ веке и прославился ратными подвигами. Погиб Жабагы батыр в 1722 году как достойный сын своего народа. Согласно народным преданиям, вторгшиеся в казахские земли калмыки в ожесточенном сражении ранили коня батыра, но он продолжал биться пешим. Смертельно раненый Жабагы батыр завещал своим воинам похоронить его на вершине кургана, в основание ямы которого были сброшены тела погибших калмыков. Так он хотел навсегда подавить своих врагов, чтобы они больше никогда не поднимали сабли против его земляков. Земляки беспрекословно выполнили волю умирающего батыра. Действительно, могильный курган батыра похож на воинский караул, как будто он глядит с высоты на родные просторы, охраняя их. Позже рядом с Жабагы был захоронен его ближайший соратник Жаманка батыр. Недалеко от могилы Жабагы батыра, внизу у оврага, течет ручей. По словам старожилов, вода из родника является священной, человек, испивший воду из ручья, чувствует себя бодрым и здоровым. Потомки прославленного батыра, жители села Тарановское Бердалиновы, хранят семейные реликвии, передающиеся из поколения в поколение – походный флаг XVIII века, врученный деду Жабагы батыра Тугелю Аблай-ханом, поясной кошель Жабагы-батыра и книгу на староарабском языке.
 

 


Научный сотрудник областного историко-краеведческого музея Андрей Андрющенко отмечает:
– С течением времени старые понятия наполняются новыми смыслами или трактовками, то же самое, по-моему, происходит сейчас со значением термина «сакральные места». У нас есть памятники, имеющие историко-культурное значение и установленные в честь известных и заслуженных людей. Помимо них, есть места, выбранные народом в качестве сакрального. Много лет назад мне доводилось видеть черную березу на крайнем юго-востоке нашей области. Она росла в небольшом распадке, совершенно одна. Местное население считало это место святым и обращалось сюда за помощью, потому что верило в сакральность березы. Лично для меня сакральным может быть только то место, которое связано с жизнью и деятельностью аулие (святого). Это точка притяжения чудодейственных сил, в некоторой степени намоленное людьми место. К этому месту люди должны идти пешком в одиночестве или группами, совершая по пути духовные практики. В первозданном виде было так. К святым местам идут зачастую люди, отчаявшиеся и не ждущие помощи ниоткуда, с одной надеждой на чудо.



Сергей Исмаилов,

фото предоставлены Костанайским областным историко-краеведческим музеем

comments powered by HyperComments

Послание

15000

Г-спешл

 

Облако тегов

1 мая 100 шагов по реализации 5 реформ Air astana Diezel sun Diezelsun Expo Mazda2 Qagro.wordpress.com «атамекен» «горняк» «лучший товар казахстана» «сделано в казахстане» «шаңырақ» автомобили авторынок аким акимат акиматы акция алмазбек атамбаев