Храмы бывшие и будущие

15 сентября 2016 - Веб-редактор
article11683.jpg

Предлагаемый материал – определенный итог многократных встреч и многочасовых бесед о нынешней судьбе православия в Казахстане, об истории проникновения и распространения этого морально-этического учения в казахских степях. Говорили мы в основном о нашей области со священнослужителями самого разного ранга, чина и статуса – от иерея до епископа, простыми людьми: атеистами и верующими. Круг собеседников был достаточно специфическим, в основной массе это высокообразованные служители культа и ученые с академическими знаниями. 

 

 

Квинтэссенция прочитанного, увиденного и услышанного от краеведов, ученых и служителей культа. Из всего обилия информации непросто отобрать факты, события и персоналии, имеющие прямое отношение к главной теме разговора: исследовательская и историко-архивная работа священников Костанайской и Рудненской епархии. Нелегко проследить хронологию явлений в информативном потоке, а в академических кругах, как известно, споры и дискуссии – атрибуты повседневной жизни. Так часто бывает у людей, знающих больше, чем простой обыватель по определенной теме, но не умеющих слушать, что по нынешним временам вообще редкость даже в быту аудитории. И словам тесно, и мыслям просторно. А как хотелось поделиться открытием факта, события, новизной впечатлений, но не очень часто есть такая возможность, особенно в кругу людей, проявляющих искреннюю заинтересованность, а не просто демонстрирующих терпеливо-выжидательную вежливость.

 


Из всего многообразия полученной информации необходимо было взять только то, что свидетельствовало бы о мало известной широкой читательской аудитории деятельности православных священников, а именно об их историко-краеведческой и поисковой работе. Ею они занимаются наряду с основной повседневной занятостью в храмах, в своих повествованиях опираются на собственные исторические исследования, часто цитируют сведения от авторитетных костанайских краеведов: Василия Стародуба и Сергея Виниченко, ссылаются на их информацию как на серьезный первоисточник, заслуживающий почти абсолютного доверия.

 


Незабытые, но полуразрушенные


По рассказам иерея Андрея и протоиерея Виталия, изучение путей распространения православия по территории нынешней Костанайской области, привело к храму в Анновке и монастырю в Караобе в Сарыкольском районе. О существовании этих культовых сооружений они знали давно, но повседневная рутинная работа связывала руки. Монастырь в Караобе возник на месте казачьего форпоста еще в первой половине 19 века первоначально как свидетельство проникновения казачества в глубь казахской степи. Позже военный объект превратился в объект миссионерского назначения – монастырь, получивший вскоре название «Николаевский». Просуществовал он в данном статусе до 20-х годов прошлого века, как самодостаточное, натуральное и экономически успешное хозяйство. Некоторые бревенчатые постройки монастыря дожили вплоть до 70-х годов 20 века. Сначала это был детский дом, а позже в бывшем монастыре располагалась больница для душевнобольных. Человеческая «хозяйственная» деятельность и природа за несколько десятилетий почти не оставили и следа от церковного учреждения.

 

 

 


Совместный труд светских краеведов и православных священнослужителей – это организация экспедиции в село Анновку. На землях нынешнего Чеховского сельского округа Сарыкольского района расположен храм, возведенный по велению и частично на средства фрейлины двора ее императорского высочества Анны Шереметевой. Она побывала в наших краях с миссионерской целью, изучая возможности расширения и углубления православия среди коренного населения в районах, близко прилегающих к уже освоенной «Горькой линии». Например, православная церковь в селе Пресногорьковка соседнего Узункольского района существует с 1786 года. Она в Анновке (село было названо в честь основательницы храма) строилась из местного строительного материала, кирпич обжигался здесь же. По данным историков, в 1903 году в церкви начались постоянные богослужения.

 

 

По сохранившимся свидетельствам очевидцев храм в Анновке потрясал своим великолепным убранством, в частности, росписью и иконостасом. Наряду с внешней незаурядностью и отлаженной чисто церковной деятельностью, храм проводил значительную социально-культурную работу, была открыта церковно-приходская школа. После 1917 года духовное учреждение какое-то время продолжало существовать, затем изгнали священника. Вплоть до 1937 года Анновская церковь сохраняла свой первозданный внешний облик до тех пор, пока не был снесен крест и разрушены купола, особенно раздражавшие атеистов. Более 50 лет здание храма послужило анновцам очагом культуры – сельским клубом, затем жители Анновки начали разъезжаться в поисках лучшей жизни.

 

 

Сегодня в селе проживают всего несколько человек, серьезных оснований думать, что скоро сюда вернется жизнь, как почти 100 лет назад, нет. Но телефонная связь и электричество есть, по-прежнему прочно и основательно стоят неразрушимые стены церкви. В среде священнослужителей сформировалось и окрепло мнение о том, что бывший храм в Анновке – это идеальное место для монастыря. Но, к сожалению, у епархии в настоящее время нет ни сил, ни средств на претворение в реальность богоугодного проекта. А может быть, не оскудела еще земля на благодетелей, считающих своим долгом принять посильное участие в восстановлении или строительстве православных храмов. Подобные примеры есть в Сарыкольском, Камыстинском, Федоровском и других районах.

 


Строительство в Александровке

 


Четыре года тому назад православные прихожане села Александровка решили построить новый храм на месте когда-то разрушенной церкви. Старожилы села приписывают инициативу сноса церкви в 70-е годы прошлого века лично первому секретарю обкома партии Андрею Бородину, но письменных свидетельств о данном факте не обнаружено, да и нужды особой в этом не было. По мнению активистов из Александровки, они сразу же нашли поддержку и понимание со стороны тогдашнего акима сельского округа Рената Базарбаева и районных властей. Не было противников!

 

 

Иерей Андрей вспоминает, что на деньги, первоначально собранные селянами, было начато отведение земельного участка, его надлежащее документальное оформление со всеми разрешениями и согласованиями. Процесс этот, как известно, требует терпения, выдержки и крепкой нервной системы. Кто уже сталкивался с земельными комитетами и инспекциями, знает, что иногда их буквоедство, дотошность и неспешность многих выбивают из колеи. Причем не важно, о каком земельном участке идет речь: под магазин или церковь. Как говорится, суров закон, но это закон. Спустя многие месяцы, на месте будущего храма установили крест, а в июле 2016 года состоялись закладка камня и освящение места строительства новой церкви. Главным благодетелем стал директор местного «градообразующего» ТОО Михаил Дядя. Народная молва в Александровке считает, что Михаил исполняет мечту о восстановлении храма рано ушедшего из жизни отца, директора совхоза «Александровский» Ивана Дяди. Сам Михаил избегает всех разговоров и комментариев на тему стоимости работ, сроках.

 


– Поговорим об этом после окончания строительства, – поясняет Михаил Дядя.

 


Известно, что проект храма был одобрен епархией и лично епископом Анатолием. Это будет полноценное культовое сооружение, предусматривающее проведение ежевоскресных литургий, а также исполнение всех служб, обрядов и ритуалов. Как считают православные служители, важно движение души прихожан и ощущение потребности в храме – дороге, ведущей к очищению и духовному совершенству.

 


Султан ДЮСЕМБАЕВ
фото предоставлено Костанайской и Рудненской епархией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

Комментарии

 

Видео