Экспорт пока в минусе

3 сентября 2015 - Веб-редактор
article7731.jpg

Уровень отправки костанайского зерна и муки за семь месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого сезона показывает стабильное снижение. Эксперты не исключают и возможности потери трейдерами позиций на рынке.


– За семь месяцев в области было отгружено более 1,3 млн тонн, к уровню прошлого года погрузка оказалась снижена на 145,5 тыс. тонн, – рассказал начальник Костанайского отделения железной дороги Ермек Темирбаев. – Анализируя причину спада отправки зерна по сравнению с 2014 годом, мы отмечаем, что основным фактором явилось неудовлетворительное качество убранного урожая прошлого года: низкая клейковина зерна, высокая влажность, доходящая до 30% при средней норме 14%. Сокращение перевозок можно наблюдать на примере погрузки основных зернотрейдеров региона: ТОО «Казахстанская Зерновая Компания» погрузила 34,5 тыс. тонн, уменьшение составило 99,5 тыс. тонн (74%), АО «НК «Продкорпорация» отправило на экспорт 13,3 тыс. тонн, что меньше на 156 тыс. тонн, чем в 2014 году, ТОО «Корпорация АПК Инвест» перевезло 58 тыс. тонн (сокращение – 36 тыс. тонн).


Возможностей для отгрузки и перевозки зерна в регионе достаточно: в Костанайском отделении имеется 42 подъездных пути элеваторов и ХПП, из них 30 хранилищ обслуживаются локомотивами ветвевладельцев, 12 – транспортом железной дороги. В целях оптимального использования локомотивов КТЖ на 34 элеваторах и ХПП установлены маневровые лебедки для перемещения вагонов по фронту погрузки и выгрузки. Судя по техническому состоянию путей, устройств и механизмов, все элеваторы подготовлены к приему нового урожая.
Несколько лет подряд Казахстан удерживал лидерские позиции по поставкам муки во всем мире. Однако сейчас, как отмечают эксперты, страна рискует потерять свой рынок и экспортные возможности. Данные о перевозке продуктов переработки подтверждают такие опасения.


– Продуктов перемола за этот период погружено 419,2 тыс. тонн, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем снижен на 16 тыс. тонн, или на 3,7%, – поясняет Ермек Темирбаев. – Мельничные комплексы сегодня покупают зерно по цене 38-40 тыс. тенге за тонну. Муку первого сорта продают по 62-65 тыс. тенге в пересчете на тонну. По состоянию урожая 2014 года натура зерна чаще всего не выше 670-680 г/л. В результате лишь 68% каждой тонны зерна перерабатывается в муку первого сорта. Это, по утверждению мукомолов, невыгодно при тех затратах, которые приходится нести. Сейчас основной сбыт идет в страны Средней Азии, где особо поднять цены не позволит покупательная способность местного населения. Казахстанская мука вывозится в Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Афганистан и в небольших объемах – в Туркменистан. Они составляют 98% нашего экспорта, но львиная доля этого объема отправляется в Узбекистан. В 2014 году она составляла 27%, в 2015-м снизилась до 18%. Сокращение поставок объясняется введением пошлин на ввозимую муку. Государство, желающее развивать собственную зерноперерабатывающую отрасль, приняло такие меры несколько лет назад. Однако есть и хорошие новости. Афганистан по сравнению с прошлым годом увеличил ввоз нашей муки. Если за семь месяцев 2014 года он был на уровне 124 тыс. тонн, в этом сезоне данный показатель достиг 140 тыс. тонн. Этот скачок объясняется тем, что у Пакистана были проблемы по экспорту, что позволило нам значительно увеличить поставки в Афганистан.


Понятно, что в связи со спадом погрузки АО «НК «КТЖ» несет убытки по простою подвижного состава. По информации отделения дороги, с начала года имеется профицит таких вагонов, как полувагоны, крытые и зерновозы. Сейчас по станциям Костанайского региона простаивают на отстое в ожидании погрузки 1 240 вагонов.


– Для сохранения объемов перевозок и максимального использования парка вагонов дочерних компаний АО «Казтемиртранс» и АО «Астык Транс» уже приняты меры: «Астык Транс» предоставляет скидки на тариф оператора до 15% при погрузке зерна на экспорт, – отмечает начальник отделения дороги. – «Казтемиртранс» проводит индивидуальную работу с грузоотправителями путем предоставления скидок на тариф оператора до 30%. Кроме того, для сохранения объемов перевозок во внутриреспубликанском сообщении с 1 августа платформы, полувагоны и прочие вагоны, находящиеся в их собственности, переведены в инвентарный парк. Следовательно, взыскание провозных платежей во внутриреспубликанском сообщении осуществляется, как для вагонов инвентарного парка.

Татьяна ДЕРЕВЯНКО
фото их архива «К-АГРО»

 

comments powered by HyperComments

Комментарии

 

Видео