По дорогам очищения души

7 сентября 2017 - Администратор
article14768.jpg

Те, кто еще несколько лет назад часто ездил из Костаная по трассе в сторону Боровского и Узунколя, обязательно проезжал мимо так называемой «черной березы», украшенной путниками разноцветными ленточками. Береза эта действительно была раритетной и выделялась небелоснежной корой, была не похожа на своих соседок. Люди отметили сей факт: им этого внешнего признака было достаточно, чтобы считать березу, принадлежащей к божественному или потустороннему и мистическому миру.

Неизвестно, обладала ли береза благодатными свойствами, но проезжающий люд и паломники видели в этом месте божественное присутствие, останавливались, молились каждый по-своему, ведь у подобных сакральных мест нет национальной принадлежности. Люди просили у высших сил сочувствия, участия или конкретной помощи, а получали ли они это – никто не знает. Скорее да, чем нет. Статистики нет и быть не может. Но люди сюда ехали и шли, оставляя на черной березе следы своего пребывания в виде пестрых ленточек. В любом случае, человек, побывавший в каком-нибудь сакральном месте, становится духовно чище и нравственно возвышеннее.

Сакральные места можно отнести к историко-культурному наследию страны и региона, где человек живет. Культурно-историческое наследие – это духовный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности, который, наравне с природными богатствами, является главным основанием для национального самоуважения и признания Республики Казахстан мировым сообществом. Казахстанский народ имеет многовековую историю, является обладателем культурных ценностей, вошедших в сокровищницу мировой цивилизации. По количеству и разнообразию памятников наша страна не уступает многим государствам Средиземноморья и Ближнего Востока.

Многоплановая работа сотрудников государственных и общественных музеев Костанайской области совместно с учеными-историками, краеведами предопределила узнаваемость нашего края, его традиций, конкретных страниц местной культуры и их связи с основными этапами развития Казахстана. Ведь только тогда, когда история не только книжная, но и зримая, наиболее активно воздействует на человека, образовывает его.

Костанайская область обладает богатым потенциалом природного и культурного наследия, на ее территории насчитывается 1974 памятника истории и культуры. Большой интерес представляют и памятники природы, в частности, имеется 9 государственных ботанических памятников областного значения общей площадью 31,5 га. Среди них такие известные, как урочище Каменное озеро вблизи Костаная, реликтовая лиственнично-березовая роща в Житикаринском районе, урочище Кривули и Веренский сосновый борок в Карабалыкском районе, реликтовая роща черной ольхи в Аулиекольском районе. Есть среди наших «живых памятников» и уникальный природный комплекс мирового значения, включенный в списки всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Это Наурзумский государственный природный заповедник – один из старейших в Центральной Азии и один из немногих в мире, где сохранена первозданная степь. Раем для орнитологов является Жарсор-Уркашский государственный природный заказник (Камыстинский район). В каждом регионе составлен перечень сакральных мест республиканского значения, по нашей области это восемь объектов. О некоторых из них (менее раскрученных в СМИ) мы расскажем подробнее.

Значительный интерес представляют объекты национально-культурного достояния Торгайского региона, буквально изобилующих уникальными памятниками и сакральными местами из различных эпох.

В селе Амангельды находится могила одного из лидеров национально-освободительного восстания 1916 года Амангельды Иманова, внука сподвижника Кенесары батыра Имана. Над могилой установлен скульптурный памятник А. Иманову (на фото 3) (скульптор Абильбек Узаков, дата установки памятника – 1960 год). Неподалеку находится здание, в котором А. Иманов был провозглашен сардарбеком, то есть главнокомандующим армией повстанцев-сарбазов. Это жилой дом из жженого кирпича, построенный в начале ХХ века мастером Аймагамбетом-уста. Еще одно, к сожалению, уже полуразрушенное здание, связанное с именем народного батыра Амангельды Иманова, находится в ауле Урпек, где он родился. Это бывший штаб А. Иманова, до событий 1916 года здесь последовательно располагались мечеть и медресе.
 


Неподалеку от села Жанакала Амангельдинского района высится белоснежный мавзолей в честь Абдигаппар хана – лидера национально-освободительного движения 1916 года. (Абдигаппар Жанбосынулы (Абдулгафар Жанбосынов), потомок батыра Тлеули и Нияз-бия, родился в 1870 году в Караторгайской волости Тургайского уезда. Еще до событий 1916 года он пользовался уважением у своих земляков, занимался поливным хлебопашеством, открыл школу в своем ауле. 21 ноября 1916 года учредительное собрание представителей населения 13 волостей избрало Абдулгафара Жанбосынова ханом. Абдулгафар Жанбосынов управлял на основе степной демократии, приспособленной к военному положению, с помощью совета из 20 народных представителей. Обладая огромным влиянием в степи и пользуясь безусловным авторитетом, он способствовал тому, что под знаменем А. Иманова во время национально-освободительного движения 1916 года объединилось многотысячное войско. В марте 1918 года в г. Оренбурге Абдулгафар Жанбосынов принимал участие в 1-м Торгайском съезде Советов, но позднее перестал поддерживать Советскую власть. В ноябре 1919 года был расстрелян красноармейцами).

Средоточием памятников истории является древний аул Екидин Амангельдинского района. К доисламским временам относятся два памятника сферической формы из дикого камня – дыны, давшие название аулу. Предположительная датировка – ранний железный век. Екидин І расположен на левом берегу реки Кара-Тургай, Екидин ІІ – на возвышенности, хорошо заметен издали. По мнению академика А. Х. Маргулана эти достаточно редко встречающиеся на территории Казахстана сооружения, известные под название «үйтас» или «дынг», построены в форме древнейшего казахского жилища «шошалы» и, возможно, имели сакральное, обрядовое значение. Согласно местным легендам, в ХҮІІ – ХҮІІІ веках в долине между холмами, на которых стоят дыны, произошло кровопролитное сражение. Именно здесь располагались ставки военачальников враждующих родов.
 


Среди прочих памятников истории и культуры казахского народа, в изобилии встречающихся поблизости от Екидина, привлекает внимание мазар Жауке батыра – соратника лидера национально-освободительного восстания второй четверти XІX века хана Кенесары. По преданиям, батыр похоронен здесь в 1847 году. Жауке батыр – герой романа Ильяса Есенберлина «Кочевники», родился на территории нынешнего Амангельдинского района. Он возглавлял крупный отряд ополченцев, взявший приступом Акмолинскую, Актаускую и Орскую крепости. В селе Амангельды установлен мемориально-композиционный памятник батырам: Жауке, Иману и Кошкару.
 


В ауле Акколь Жангельдинского района находится дом, в котором родился и вырос Ахмет Байтурсынов (1873-1937 гг.), – видный общественный деятель, поэт, публицист, ученый-тюрколог и лингвист, реформатор орфографии казахского языка, создатель первых казахских учебников. По инициативе местных жителей в восстановленном доме создается мемориальный музей А. Байтурсынова.

Мемориальный музей Ахмета Байтурсынова и Мыржакыпа Дулатова с подлинными реликвиями этих замечательных сынов казахского народа находится в селе Торгай. Здесь же расположен и мемориальный музей – панорама отважного батыра и полководца, героя битв с джунгарами тархана Шакшак Жанибека Кошкарулы. Памятник Шакшаку Жанибеку высится у с. Акшигынак, граничащего с Актюбинской областью. Батыр Шакшак Жанибек Кошкарулы родился в 1693 году в роду аргын. Уже в 17 лет он заслужил славу достойного воина, обратив на себя внимание прославленного батыра Кабанбая. В 1717 году, перед началом сражения казахов с джунгарами, двадцатичетырехлетний Жанибек откликнулся на вызов вражеского богатыря на традиционный поединок перед боем и сумел его одолеть. В 1729 году в знаменитом Анракайском сражении полностью развернулся стратегический военный талант Жанибек-батыра. Характерно, что его жасак (ополчение) на протяжении четверти века непрерывных боев с противником ни разу не терпело поражения, поскольку Жанибек неуклонно следовал принципу: «Победа малой ценой или временное отступление». Шакшакулы Жанибек был не только полководцем, но и политиком, дипломатом. В 1739 году Жанибек добился разрешения от Управления внешних дел царской России на переселение казахов к берегам Жайыка для налаживания свободных торговых отношений с жителями близлежащих городов. В 1742 году императрица Елизавета Петровна наградила Жанибек батыра, первым среди казахов, почетным званием тархана, приравниваемым к фельдмаршальскому званию. Тархан Жанибек Кошкарулы умер весной 1752 года на пятьдесят девятом году жизни. Его сын Акпамбет доставил тело батыра из Торгая в Туркестан и похоронил его в этом священном месте.

В Сарыкольском районе в 15 км у села Крыловка находится мавзолей одного из выдающихся батыров – Барака Карабалуанулы, который удостоился чести носить звание «аулие». Этим словом народ называет и выдающихся народных целителей, и пророков ясновидцев, предсказывающих судьбоносные события. Барак батыр был известен как незаурядный человек, военачальник, соратник Аблайхана. Он был третьим сыном прославленного полководца Карабалуана Алдиярулы. От своей матери Жасканы, родной племянницы Толе би, он унаследовал дар врачевания. Дар миротворца Барак батыр проявил во времена пугачевского бунта, когда был послан Аблайханом к приграничным крепостям с почти невыполнимой задачей – продемонстрировать перед соратниками Емельяна Пугачева решимость оказать поддержку и уничтожить крепости, в то же время не наносить урон их защитникам. Заслуга Барак-аулие как провидца в том, что он первым среди казахов предупреждал народ об опасности черной зависти неимущих к богатым и высокомерного, презрительного отношения богатых к бедным сородичам. Вместе эти две крайности могут породить бунт – явление пострашнее буйного пожара, внушал Барак. Бунт грозит уничтожением всего богатства общества, голодом, враждой. Его предвидения подтвердились в трагические двадцатые – тридцатые годы ХХ века, то есть почти полтора века спустя. Батыр Барак Карабалуанулы умер в конце XVIII века. С тех пор его захоронение является местом ежегодного паломничества множества людей, очищения и единения душ. Множество приезжающих сюда людей верят, что молебен у мавзолея поможет им справиться с болезнями, трудностями и принесет удачу. Есть много свидетельств того, что просьбы людей, высказанные у мавзолея, исполняются, видимо, здесь человек обретает гармонию души.

В Костанайском районе, в полукилометре от с. Мичуринское находится мавзолей Ибрая Алтынсарина (1841-1889 гг.) – выдающегося казахского педагога-просветителя, этнографа, писателя, инспектора народных школ Тургайской области, основателя первого русско-казахского училища в г. Кустанае.

Костанайская соборная мечеть была построена в 1893 году на пожертвования мусульман, богатых купцов, проживающих в Татарской слободе (ныне район Наримановского рынка). Согласно законам и уложениям Российской империи, проживание в новых переселенческих городах и селах татар-мусульман, немцев-лютеран и прочих лиц неправославного вероисповедания было либо запрещено, либо ограничено. Об истории строительства мечети «К-АГРО» уже писала.
 


Полукруглый выступ двухэтажной мечети заканчивался высоким балконом, с которого созывали мусульман на молитву. Здание мечети 6-метровой высоты делилось на два яруса. В нижнем ярусе, устланном войлоком, молились небогатые мусульмане, в верхнем со стенами и полом, убранными роскошными коврами – местная знать.

Редакция газеты благодарна Костанайскому областному историко-краеведческому музею за любезно предоставленную информацию.

Сергей ИСМАИЛОВ,

фото предоставлены Костанайским областнымисторико-краеведческим музеем

comments powered by HyperComments

Видео

 

 

Комментарии