Новшества ожидают несколько направлений

8 сентября 2016 - Веб-редактор
article11603.jpg

Об этом на традиционном областном августовском педагогическом совещании «Білімді ел – мәңгі ел» рассказала руководитель областного управления образования Батима ДАУМОВА (на снимке). Кроме того, она отметила и тот факт, что для перехода на 12-летние образование важно с самых ранних лет развивать логику и нестандартное мышление у детей. 

 

 

Новое содержание образования

 


В марте этого года Главой государства подписан Указ о принятии государственной программы развития образования и науки на 2016-2019 годы. В ней обозначен дальнейший вектор развития сферы на ближайшие четыре года, в том числе переход на 12-летнее образование, которое предполагает работу над формированием критического, творческого мышления ребенка, воспитание успешного, конкурентоспособного гражданина, любящего свою Родину. Поэтому вся педагогическая общественность страны ориентируется на индикаторы и показатели организационной основы национальной идеи Мәңгілік Ел, государственной программы развития образования и науки РК.

 


Образование – один из государственных приоритетов, что подтверждается динамикой бюджета сферы: за годы реализации первого этапа на 2011-2015 годы финансирование выросло с 37 млрд тенге до 47,5 млрд тенге.

 


– Следуя Национальной идее Мәңгілік Ел, новым содержанием наполняются и учебники, приобретенные в этом году в полном объеме на что из местных бюджетов выделено более 503 млн тенге, в том числе для учащихся первых классов, приступающих к 12-летнему образованию, – отметила Батима Даумова. – С этого учебного года мы уже несем полную ответственность за реализацию задач обновления на начальном этапе обучения. Так как процесс обучения начинается с одного из приоритетных направлений – дошкольного образования, Главой нашего государства поставлена задача к 2020 году обеспечить стопроцентный охват детей дошкольными учреждениями. В нашей области довольно высокий охват достигнут благодаря активному развитию государственно-частного партнерства, особенно за последние три года. В этом году также планируется ввести 1 335 мест, в основном за счет ГЧП. Однако следует отметит, что потребность в дошкольных организациях сохраняется, особенно в Костанае, Рудном, Аркалыке, Костанайском, Аулиекольском и Житикаринском районах. Проведенный анализ имеющейся очереди показывает, что из более 22,5 тыс. детей-очередников 16,5 тыс. – это дети с рождения до трех лет. Отмечу также, что сегодня детских садов, создавших условия для детей с особыми потребностями в развитии, составляет 6,4%, в то время как по республике – 9,1%, к 2017 году данный показатель должен достичь 15%.

 


«Хорошо быть лестницей для детей, которым хочется в хмурый день дорасти до солнца» – эти мудрые слова лежат в основе подготовки педагогических кадров, призванных обеспечить реализацию новых образовательных программ. В области трудятся более 3,5 тыс. педагогов-дошкольников, из них имеют специальное дошкольное образование – 37,7% воспитателей, 22,8% – с высшей и первой категориями. В свете обновления содержания образования, подчиненного главным ценностям Мәңгілік Ел, воспитателю следует не только постоянно работать над своим профессиональным ростом, но и расширять границы познания ребенка, обучая его с ранних лет английскому языку, игре в шахматы, развивая тем самым логику и нестандартное мышление. В госпрограмме отмечено: «Школьное образование Казахстана находится на этапе нового старта. Всемирный экономический форум обозначил 16 видов знаний и умений успешного в 21 веке человека. Это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, финансовая и гражданская грамотность». Казахстан в данном рейтинге находится в группе стран с низким уровнем познавательного и эмоционального интеллекта школьников.

 


ЕНТ: сегодня и завтра

 


Одним из важных показателей качества знаний школьников являются итоги единого национального тестирования. В этом году по результатам ЕНТ областной средний балл был выше аналогичного результата 2015 года на 5,1 балла – 78,8. Самый высокий продемонстрировали выпускники областных организаций образования для одаренных детей Костаная – 91,6, Рудного – 86,8, Лисаковска – 86,3, Аулиекольского района – 83,9. В сравнении с прошлым годом существенно увеличились показатели среднего балла 11-классников Аркалыка и Амангельдинского района. Повысилось и качество знаний, которое составило в этом году 49%, что выше прошлого года на 7,3%. Из всех участников ЕНТ 21,5% стали обладателями государственных образовательных грантов, в том числе и все 50 обладателей «Алтын белгi».

 


– В следующем учебном году формат проведения ЕНТ будет изменен, – подчеркнула Батима Даумова. – Во-первых, в школах будет проводиться итоговая аттестация в форме государственных экзаменов по пяти предметам, во-вторых, саму процедуру ЕНТ планируют проводить по двум блокам: первый – математическая грамотность и грамотность чтения, второй – два профильных предмета в зависимости от выбранной специальности. Таким образом, к качеству образования будут предъявляться более высокие требования.

 

 

Следует отметить, что в условиях обновления содержания образования особая миссия возлагается, прежде всего, на учителя, который сегодня сам должен меняться. В школах области работают более 14,5 тыс. педагогов, из которых с высшей и первой категориями – 42,8%, тогда как республиканский показатель 2015 года – 49,8%. С одной стороны, это свидетельство более тщательного отбора претендентов на высокие категории, с другой – возникает вопрос: что сдерживает резерв учителей, имеющих вторую категорию? Одна из причин – деятельность методической службы, задача которой совершенствовать работу с педагогами, мотивировать их на успех.

 


По словам руководителя управления, сегодня большое количество организаций курсовой подготовки, где ключевой тематикой является подготовка к 12-летнему образованию, но, к сожалению, пока не имеется конкретных результатов мониторинга эффективности данных курсов. Как правило, он сводится к запросам филиала «Орлеу» и Центра педагогического мастерства статистических данных, которые не дают ясной картины механизма достижения и применения полученных умений и навыков в практической работе учителя. Неслучайно у руководителей отделов образования возникает вопрос о возможности отзыва сертификатов уровневых курсов, полученных учителями, не меняющими свои подходы в работе.

 

 

Кристина ГЕРАСИМОВА
фото Василия ВАСИЛЬЕВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

Комментарии

 

Видео