Аслан САРИНЖИПОВ: Полный переход к обновленному содержанию образования планируется к 2020 году

27 августа 2015 - Веб-редактор
article7682.jpg

Тема обновленного содержания образования прошла красной нитью через все главное республиканское августовское педагогическое совещание «Новые образовательные программы, инновации и компетентностный подход – шаги к успешной школе». В его работе принял участие вице-премьер Бердыбек САПАРБАЕВ (на снимке слева). Все усилия педагогов, руководителей организаций образования, учителей на местах должны быть направлены на успешную реализацию диктуемых временем преобразований в образовании. От того, какие знания получат наши дети, насколько они найдут реальное воплощение в жизни, зависит их судьба и будущее Казахстана.

Ключевая роль учителя


Готовы ли мы к переходу на новое содержание? Большая надежда изначально на Назарбаев Интеллектуальные школы, работающие на уровне международных стандартов. НИШ уже показали себя своеобразным эталоном того, как надо учить детей, чтобы они были в будущем успешными, конкурентоспособными. Теперь их наработки будут распространяться на всю систему казахстанского образования. В этом учебном году начинается трансляция опыта в 30 пилотных школах. Для справедливости и получения полной картины обучения по-новому, в тридцатку включили как сильные городские школы, так и сельские, даже малокомплектные. Но кто будет качественно учить детей? Безусловно, ключевая роль принадлежит учителю. Именно поэтому первым делом на базе АОО «НИШ», АО «Орлеу» проведена и продолжается огромная работа по повышению квалификации педагогов по уровневым программам. Уже обучено около 40 тыс. преподавателей, которые должны стать мощной поддержкой в проведении обновления содержания образования. В помощь им разработаны учебные программы, подготовлен корпус тренеров. Большое внимание уделяется посткурсовой подготовке, функционирует сетевое сообщество педагогов.


– К началу апробации мы полностью готовы, – заявил министр образования и науки Аслан САРИНЖИПОВ (на снимке справа). – Разработана концепция воспитательной деятельности, определены подходы к оценке, подготовлены учебники, рекомендации для учителей. В этом году в первых классах пилотных школ будет внедряться пятидневная учебная неделя, рекомендации по составлению расписания направлены. Программа предшкольной подготовки согласована с программой 1 класса, постепенно она вольется в уровень начального образования и тогда структура «1-11» перерастет в полноценную 12-летнюю школу. В 2016 году на обновленное содержание перейдут все первые классы Казахстана. В 2017 году введение нового содержания продолжится во 2 и 5 классах, в 2018 году – в 3-х, 6-х, 9-х классах. Полный переход к обновленному содержанию планируется к 2020 году. Обновление содержания будет также отражено в программе подготовки учителей в вузах и колледжах.


Новый стандарт, новое содержание


В чем основное отличие нового стандарта и содержания школьного образования? Отличий, и их, очевидно, можно смело назвать преимуществами, на самом деле много. Ведь даже не будучи светилами наук, не вникая в «дебри образования», большинство казахстанцев согласится, что есть ощущение какого-то тупика в образовании. Видимо, те реформы, которые сейчас уже не просто предлагаются, а реально начинают воплощаться в жизнь, положат конец сложившемуся порядку вещей, когда качество учебников вызывает постоянные сомнения, у детей пропадает интерес к наукам, и чтобы как-то «оживить» основы знаний, родители все больше прибегают к институту репетиторов, нежели школьных учителей. Пятерки и четверки мало соответствуют истинному уровню подготовленности школьников…


А новое содержание образования представляет все ПО-ДРУГОМУ. Ставятся задачи учить детей добывать информацию, понимать ее и применять на практике. Акцент делается на компетентностный подход, формирование компетенций, необходимых для успешной социализации. Обновленное содержание базируется на ожидаемых результатах. Кроме того, важно, что при формировании новой образовательной политики в ее основу закладываются такие ценности, как казахстанский патриотизм, гражданская ответственность, сотрудничество, труд, творчество, обучение на протяжении всей жизни, открытость и взаимоуважение. Идея «Мәнгiлiк ел» будет внедряться в школьное содержание через академические предметы, исследовательскую и внеурочную деятельность.


Веление самого современного мира – изучение в начальной школе, помимо привычных нам с детства письма и грамоты, естествознания. Новый предмет включает в себя элементарный уровень научных знаний в системах «человек и природа», «человек и мир», «человек и общество». Это своего рода вводный курс к изучению в последующем в старших классах предметов биологии, физики, химии. Обновленное содержание познания мира – база для изучения общественно-гуманитарных предметов. И все это вкупе закладывает основы исследовательских навыков, важных для любой отрасли знаний.


Нередко критикуется ситуация, когда выпускники хотят стать юристами и экономистами, в то время, как стране куда более нужны инженеры, химики, биологи… Так вот, новое содержание образования сбалансирует через время этот крен, ведь если детям с начального звена прививать любознательность, интерес к проектной, исследовательской деятельности, идя от меньшего к большему, можно серьезно мечтать о поколении разносторонне развитых интеллектуальных казахстанцев, новой плеяде конкурентоспособной научной интеллигенции. Необходима непрерывность школьного естественно-научного образования.


И также можно говорить о других моментах обновления. Поскольку изучение истории отдельной страны нецелесообразно без связи с целостным развитием мира, предмет «История Казахстана» будет изучаться не с шестого, а с пятого класса параллельно со «Всемирной историей». Предмет «Физическая культура» будет более направлен на укрепление здоровья и станет гораздо интереснее для школьников, так как акцент делается на физическом саморазвитии без принуждения.


Упор на трехъязычие


– В старшей школе предлагается сокращение числа обязательных предметов, введение трех обязательных углубленного уровня и четырех обязательных стандартного уровня, – отметил Аслан Саринжипов. – Для школ общественно-гуманитарного и естественно-математического направления необходимо разное их компонование. Предметы по выбору также будут углубленного и стандартного уровней. Введут новую дисциплину «Глобальные перспективы и проектная деятельность». Уровневое обучение казахскому и русскому языку начнется с 1 класса. Внедряется модель трехъязычного обучения. Поставлена задача поэтапного перехода на английский язык в старших классах и вузах, при этом приоритетное значение имеет задача овладения государственным языком на высоком уровне. Предлагается, чтобы предметы «История Казахстана», «География» изучались на казахском языке во всех школах независимо от языка преподавания. Подготовка к переходу на английский язык обучения в старших классах уже началась, с 2013 года он включен в программу 1 класса. Планируется реализация летней языковой четверти, к проведению которой будут привлекаться студенты 3-4 курсов педагогических вузов. В старших классах на английском языке рекомендуется изучать информатику, физику, химию и биологию.


– Мы комплексно подходим к переходу на обновленное содержание школьного образования, – подчеркнул министр. – МОН, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», АО «Орлеу», Академией образования имени Алтынсарина, Центром «Учебник» совместно проведен огромный объем работы по подготовке новых учебников, методических пособий для пилотных школ и, конечно, прежде всего самих педагогов. Но еще больше предстоит сделать в процессе реализации новой программы и перехода на новое содержание образования. Это является одной из приоритетных задач. Одновременно идет совершенствование инфраструктуры школ республики. На начало учебного года доля аварийных школ снизилась в два раза, сократилось число трехсменных школ, уменьшился дефицит ученических мест, функционируют интернаты, увеличена доля школ, оснащенных кабинетами новой модификации.

Каждый ребенок – способный


– Новая экономическая политика, предложенная Главой государства, ставит новые требования к модернизации образования, которое является основой подготовки конкурентоспособного человеческого капитала, – заявил Аслан Саринжипов. – Сегодня этот вопрос особо актуален, ведь именно образование позволит преодолеть сырьевую зависимость, диверсифицировать экономику, повысить ее конкурентоспособность. Международные и отечественные эксперты указывают на то, что в нашей системе преобладает принцип заучивания, способность запоминания оценивается больше способности мышления. Преподавание ведется со ставкой на теорию, мало внимания уделяется практическому приложению. В то же время образовательные системы стран ОЭСР расставляют акценты на развитии компетенций. В новой модели во главу угла ставится развитие навыков, самостоятельного поиска, критического анализа, функциональной грамотности учащихся. Государства, использующие такие подходы, добиваются значительных экономических успехов за счет высокой конкурентоспособности человеческих ресурсов. Мы ставим перед собой задачу приблизиться по качеству образования к ним за счет перехода на новое содержание школьного образования, иными словами – к парадигме, где воспитывается человек, способный творчески мыслить и действовать. Ученик не должен оставаться пассивным получателем знаний. В лучших мировых образовательных практиках заложена идея, получившая признание в казахстанской педагогике: каждый ребенок – способный. Предлагаемые новые стандарты ориентированы на гуманизацию образования, как в методике преподавания, так и оценке знаний. Это совпадает с потребностями и современных учащихся, и их родителей.


Ляззат ШУЛЕНОВА
Астана

comments powered by HyperComments

Видео

 

 

Комментарии