Серик ИРСАЛИЕВ: Насколько силен педагог, настолько сильными будут образование и государство!

21 августа 2015 - Веб-редактор
article7631.jpg

Образование в Казахстане. Сделано и делается очень многое для того, чтобы наша страна вошла в число государств с высоким уровнем образованности, интеллекта граждан. АО «Информационно-аналитический центр» проводит актуальный анализ международных тенденций в сфере развития образования, систематизацию и распространение лучшей отечественной и мировой практики для организаций образования. О чем в данный момент говорит этот анализ? Чего не хватает образованию Казахстана? Об этом и другом – в интервью с президентом АО «Информационно-аналитический центр» Сериком ИРСАЛИЕВЫМ (на снимке).

 

– Серик Азтаевич, на ваш взгляд, каков сегодня курс к повышению конкурентоспособности национальной системы образования, какие имеются новые механизмы для ее развития?


– В Казахстане есть политическая воля и понимание важности образования для развития страны. Глава государства Н.А. Назарбаев неоднократно в своих выступлениях, программных документах обозначал важность системы образования и основные векторы ее развития. Если говорить о главных достижениях за прошедшие пять лет, одним из первых можно назвать увеличение более чем в два раза охвата дошкольным образованием, расширение сети детсадов. В школьном образовании сделаны большие шаги – подготовка и переподготовка учителей по трехуровневым программам повышения квалификации, разработанным АО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с Кембриджским университетом. Без преподавателя не будет никакого образования, насколько силен педагог, настолько сильными будут образование и государство! Создан «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» с едиными для всех учителей республики стандартами и программами. Кроме того, в школьном образовании мы вплотную приступили к полному изменению содержания образования. По поручению Главы государства разработана и реализуется Программа развития функциональной грамотности.


Что касается технического и профессионального образования, основной вектор, заданный Президентом, – дуальное обучение, суть которого в том, что наши молодые люди должны получать не только теоретические знания, но и во время обучения быть максимально приближенными к реальной экономике. Работодателю необходимо быть напрямую вовлеченным в подготовку кадров для себя. Для этого нужен мостик между бизнесом и системой ТиПО. Процедуру оценки выпускников колледжей надо передать в независимую среду, ассоциации самих работодателей. Например, туроператоры оценивают выпускников этой специальности сами, нефтяники, аграрии – тоже и так далее. На сегодняшний день четыре ассоциации вплотную подошли к решению данной задачи. Специалисты своего дела должны оценивать по собственным стандартам того, кого допускают в профессию, а колледжи – подстраиваться и соответствовать этим меркам. Для апробации всех новшеств в ТиПО создана точка роста – холдинг «Кәсіпқор».


В высшем образовании основной вектор должен быть направлен на интеграцию образования, науки и инноваций. Во всем мире университеты являются основными очагами развития науки и инноваций, ведь невозможно готовить кадры для экономики, если в процессе обучения не будет задействована самая передовая наука и лучшие инновации. Студенты должны не только вовлекаться в поглощение академических знаний, но и понимать, где в жизни, на каком этапе, в каком качестве пригодятся получаемые знания. Такая модель создана на базе Назарбаев Университета. Стоят задачи – развивать ее дальше и внедрять в практику других ведущих вузов страны.


– О чем в данный момент говорит анализ международных тенденций в сфере развития образования? Чего не хватает и что нужно образованию Казахстана?


– Невозможно двигаться вперед, варясь в собственном соку, необходимо сопоставлять себя с лучшими мировыми практиками, изучать их, определять и принимать наиболее приемлемые пути. Если в дошкольном образовании поставлена задача достичь полного охвата детей от трех до шести лет, на сегодня этого уже мало! Нужно разрабатывать программы для малышей и стараться расширять сеть ясельных групп. Здесь мы должны совместно трудиться с нашими коллегами из здравоохранения и социального развития, поскольку ответственность за детей до года больше лежит на здравоохранении, должен быть развит институт патронатных сестер, обучение молодых матерей и отцов и так далее.


Если говорить о школьном образовании, кроме необходимости перехода на 12-летнее, еще одна проблема, которую нужно решать: доступ к качественному образованию несколько дифференцирован. Такие показатели качества образования, как национальное тестирование, международные сопоставительные исследования говорят о том, что степень дифференциации по усвоению учебного материала нашими детьми очень высокая. Все страны мира стремятся к тому, чтобы каждый ребенок независимо от всех факторов, в том числе социального статуса семьи, получал одинаковое базовое образование. Сфера школьного образования должна давать выпускникам школ равные стартовые возможности, то есть быть социальным лифтом, а не «сепаратором». Безусловно, в Казахстане многое делается для поддержания талантливых детей. Создана система «Дарын», сеть школ для одаренных ребят и в первую очередь Назарбаев Интеллектуальные школы, являющиеся образцом, к которому должны стремиться другие. Однако фокус образовательной политики должен быть распространен и на отстающие группы. Во всем мире это рассматривается как фактор устойчивого развития государства, когда все население в целом имеет достаточно высокий потенциал, нет маргинальных групп. Скажем, в Финляндии еще 300 лет назад неграмотные граждане даже не имели право создавать семью. Генерировалось множество поколений грамотных людей. Там нет отдельных школ для одаренных детей, гимназий, каждая школа – для одаренных детей. Концентрация большого количества молодых людей с одинаково высокой и качественной школьной подготовкой дала Финляндии большие конкурентные преимущества. Наша задача – переход от принципа «образование для всех» к принципу «качественное образование для каждого». Это очень сложная, длительная и недешевая стратегия. Но альтернатив ей в современном мире нет.


Мировые тренды в системе профтехобразования заключаются в том, что ТиПО все больше рассматривается не только в качестве инструмента для подготовки кадров, а как социальный лифт для жизненного благополучия молодежи. Говоря образно, вместо готовой рыбы человеку надо давать удочку, при помощи которой он научится сам ловить ее. Этой проблематике посвящено большинство дискуссий международных организаций, специализирующихся в профессиональном обучении.


Что касается наших вузов, по сравнению с мировыми трендами им не хватает гибкости и самостоятельности в академических вопросах. Стандарты жестко регламентированы, а когда мир меняется очень быстро, их с такой же скоростью сделать иными не удается. Например, в Австралии каждый год изменяется куррикулум по IT-технологиям и подготовке программистов, но даже при этом там не успевают за реальным развитием данной сферы. В планах МОН – предоставление большей самостоятельности вузам в академических вопросах, чтобы они контактировали с реальной экономикой, бизнесом и согласовывали запросы по качеству подготовки конкурентоспособных кадров с ними. Кроме того, в управлении казахстанскими высшими учебными заведениями требуется больше устойчивости, которая достигается коллегиальными формами управления, созданием эндаумент-фондов, грамотным целеполаганием и стратегией. Все это у нас постепенно создается.


– Опыт каких государств приемлем для нас и почему именно этих стран?


– В образовании каждой страны есть свои плюсы и минусы, но в мире всегда существуют некие условные эталоны любого явления и процесса. Скажем, в сфере дошкольного и школьного образования – это Финляндия. Уже более десятка лет она является государством образовательного туризма, куда едут за опытом и изучением секрета успеха. Финские школьники демонстрируют на международных сопоставительных исследованиях PISA и TIMSS потрясающие результаты. В системе ТиПО условный эталон – Германия с ее дуальными традициями мастеров и подмастерий, пришедшими чуть ли не из средних веков и сохранившимися, развившимися в системе взаимоотношений государства, бизнеса и организаций образования, законодательных актах, общей культуре производства. Например, в этой стране практически нельзя заниматься бизнесом, не вступив в Промышленную палату, а ее членом невозможно стать без обязательств по участию в подготовке кадров для своего производства. Здесь много сделано для того, чтобы предприниматель был заинтересован в привлечении молодых кадров, их практическом обучении, вплоть до возмещения затрат, связанных с потерями из-за брака в продукции, которые допускают ввиду неопытности учащиеся. Именно поэтому там фактически нет вопросов по трудоустройству, несоответствию качества подготовки молодых специалистов потребностям рынка труда: он и система образования изначально работают как одно целое. В системе высшего образования неоспоримый лидер – Северная Америка. В топ-100 любого мирового рейтинга вузов преобладают университеты США. Конечно, нельзя забывать и о том, что новое и хорошее происходит у наших ближайших соседей: России, Китая, Турции, а также в других странах. По мере возможностей необходимо внедрять весь передовой мировой опыт и у нас в Казахстане.


Султана ТУРКЕСТАНОВА
Астана

comments powered by HyperComments

Комментарии

 

Видео