История края: жемчужины Костанайской области

17 августа 2017 - Администратор
article14578.jpg

Соборная мечеть, или Ак Мечеть существует в Кустанае с 1893 года. Основные факты о необходимости и самом строительстве Соборной мечети никто не оспаривает. Здание строилось как Соборная мечеть, но мусульманское сообщество посчитало более приемлемым для себя название Ак Мечеть, то есть Белая мечеть, как символ чистоты и непорочности. С филологической точки зрения слово «ак» имеет в тюркских языках одинаковое значение. Исторический и документально подтвержденный факт: Ак Мечеть построена в Кустанае в 1893 году. Почему-то во всех официальных документах того времени отсутствует персонификация инициаторов, хотя имена их известны давно, но они намеренно умалчивались. Принято считать, что Ак мечеть строилась по волеизъявлению мусульман города.

В беседе с журналистом «К-АГРО» наиб имам областной мечети Марала ишана Бахытбек кажы Икрам дополнил общую картину вокруг мечети новыми, до сих пор не опубликованными фактами. Сведения эти были давно известны узкому кругу священнослужителей, работавших в свое время с имамом Ертай кажы Балахметовым.

– Ертай кажы очень интересовался историей Казахстана в целом, особый его интерес вызывала Ак мечеть. Он собирал материалы в Духовном управлении мусульман Казахстана, работал с республиканскими и зарубежными архивами. Я знаю, что им был собран обширный материал по истории Ак мечети, но по каким-то причинам так и не был обнародован. После кончины Ертая кажы судьба этих документов неизвестна. Тогдашним своим коллегам он часто рассказывал об отдельных фактах и событиях, связанных с мечетью. Помню об одной его знаменательной встрече с почтенным аксакалом, также живо интересовавшимся историей края. Аксакал просил обратить внимание Ертая кажы на переписку тогдашнего волостного правителя Мнайдара, жившего на территории бывшего совхоза им. Маяковского Алтынсаринского района. Оказалось, что именно Мнайдар по просьбе мусульманского сообщества обратился к Абдулвали Яушеву как к возможному подрядчику и организатору строительства мечети. Как известно, в Российской империи не особенно приветствовалось открытие культовых сооружений иноверцами, мусульмане тоже относились к их числу. Люди предполагали, что купец Яушев, будучи человеком известным и богатым, способен добиться разрешения на строительство. Так и случилось, в 1893 году мечеть была открыта. По собственному признанию Абдулвали Яушева, рассчитываясь за стройку, казахи пригнали столько скота, что вырученных денег хватило бы на строительство еще трех таких мечетей. Каждый оседлый казахский аул обязан был поставить не менее 300 голов молодняка КРС. Впоследствии скот перегонялся в Троицк на мясокомбинат Яушева.

– Мне запомнился еще один факт, требующий внесения исторической поправки. По официальной версии, считал Ертай кажы, роль коренного населения в строительстве мечети необоснованно занижена. В конце 19 века в городе Кустанае существовала авторитетная Татарская слобода (ныне Наримановка), жители которой занимались торговлей или ремеслами, были более зажиточны, чем казахи из пригородных аулов, в основном животноводы. Татарская слобода могла участвовать в строительстве мечети «живыми» деньгами, казахи же скотом. Будучи успешным коммерсантом, Абдулвали Яушев не стал бы работать на стройке себе в убыток, поэтому Ертай кажы считал вклад казахов в создание Ак мечети ничуть не меньшим, чем взносы татарского сообщества. Скорее, даже большим, ссылаясь на слова и оценку самого Яушева. Так, по мнению Ертая кажы, необходимо было восстановить историческую справедливость.

В годы Советской власти здание пережило множество изменений, здесь был театр юного зрителя, позже филармония и только в 1991 году сюда вернулась мечеть. В 2000 году Ак мечеть получила новое название, сейчас она именуется как мечеть Марала ишана.

– Бахытжан кажы, о Марале ишане немного известно широкому кругу читателей. Почему было выбрано именно его имя?

– Марал ишан родился по одним данным в 1769 году, по другим – в 1780-м, он уроженец наших мест. Это бывший аул Нурымбет, находившийся на сегодняшней границе между Костанайской и Северо–Казахстанской областями. Аула нет уже почти полвека, подавляющее число его жителей переехало в село Троебратное Узункольского района. Кстати, недалеко от Нурымбета находится аул Жанажол, родина Сабита Муканова.

В свое время Марал ишан занимал должность главного имама Западной Сибири, был очень грамотным и прогрессивным общественным деятелем, призывал казахов к прекращению межродовых усобиц, настаивал на необходимости перехода к оседлости, овладевания грамотой и ремеслами. Он требовал любыми средствами противостоять захватнической политике царского режима. Скрываясь от преследования властей, переехал в Кызылорду. Скончался в 1841 году.

– Каково будущее зданий мечети Марала ишана?

– Любое здание, построенное как мечеть, останется таковым, несмотря на любые перипетии истории. В сегодняшних помещениях мечети запланирован капитальный ремонт, прежде всего кровли и канализации. К сожалению, сегодня представительство ДУМК по Костанайской области не располагает достаточными финансовыми средствами для проведения работ. Нужна помощь меценатов и прихожан. Я знаю, какой любовью и уважением у костанайцев пользуется мечеть Марала ишана, и уверен, что наступит день, когда она снова распахнет свои двери.

Библиотека мечети

Библиотека при мечети Марала ишана открыта несколько лет назад, еще в старом здании, но впервые удалось услышать о ее существовании летом текущего года на брифинге имама Бахытбека кажы Тажимбета в областном пресс-клубе.

До начала разговора с заведующим библиотекой Нуркереем Утеулиным мне удалось бегло ознакомиться с книжным фондом, специальной и научно – популярной литературой на нескольких языках. Есть интернет, Wi-Fi, несколько компьютеров, телевизор с большим экраном. Здесь же проходили уроки арабского языка, в другом конце громадного зала взрослым мужчинам объяснялись азы ислама. Никто никому не мешал, разговаривали в полголоса, все, как в обычной библиотеке. Только биб-
лиотекарь необычный. Нуркерей работает на безвозмездной основе, то есть без зарплаты.
 


– Идея открытия библиотеки витала в воздухе, мне она казалось очевидной. Как выпускник исторического факультета Кустанайского педагогического института, я понимал, что библиотека может выполнять информационные и просветительские задачи. Я видел, что небольшому штату мечети сложно успеть своевременно проводить службы, встречаться с населением и отвечать на вопросы прихожан, особенно радикально настроенных. У имама и его заместителей просто физически не хватало времени на все. Тогда я предложил взять на себя часть обязанностей на общественных началах. Начинали мы с крохотного помещения в старом здании мечети, зато сейчас у нас хоромы, – говорит Нуркерей.

О пополнении книжного фонда

– На пятничном намазе мы объявили о сборе литературы для библиотеки или пожертвований для приобретения книг, и буквально на следующий день уважаемый аксакал Сейтжан ата пожертвовал библиотеке несколько десятков книг и брошюр на религиозные темы. Совсем недавний пример: два молодых бизнесмена купили за собственные деньги 300 книг в Российской Федерации и передали их нашей библиотеке. Также мы получаем литературу по линии Духовного управления мусульман Казахстана. В настоящее время наш книжный фонд составляет несколько тысяч экземпляров на бумажных носителях. Среди них самые значительные труды ученых-богословов, теологов. На днях я выдал читательский билет за 1000-м номером.

О наших читателях

– Самое многочисленное представительство у студентов вузов города, очень много школьников, даже сейчас, во время каникул. Школьники учат арабский язык, который им преподают студенты-практиканты из духовных университетов и институтов страны. Польза обоюдная. Особую группу представляют мужчины в зрелом возрасте, знакомящиеся с азами традиционного ислама, у них есть желание читать намаз, придерживаться столпов ислама. Еще есть группа моих любимчиков – это студенты светских университетов, тяготеющие к более глубокому познанию ислама и регулярно пользующиеся услугами нашей библиотеки. Для них я делаю исключение: выдал по их просьбе по 5-6 книг на руки, на весь период каникул. Таким сегодняшним студентам принадлежит наше будущее. Еще я приветствую литературу об исламе на русском языке, учитывая лингвистические особенности Северного Казахстана.

Я обратил внимание, что в последнее время на улицах стало меньше встречаться приверженцев нетрадиционного ислама, может быть, и наша библиотека причастна к процессу переубеждения.

Султан ДЮСЕМБАЕВ,
фото автора
и из интернета

comments powered by HyperComments

Послание

15000

Г-спешл

 

Облако тегов

1 мая 100 шагов по реализации 5 реформ Air astana Diezel sun Diezelsun Expo Mazda2 Qagro.wordpress.com «атамекен» «горняк» «лучший товар казахстана» «сделано в казахстане» «шаңырақ» автомобили авторынок аким акимат акиматы акция алмазбек атамбаев