Бадрисафа, жизнь и легенды

10 августа 2017 - Администратор
article14518.jpg

Недалеко о села Каскат Мендыкаринского района установлен памятник подруги и соратницы известного казахского писателя и просветителя Ахмета Байтурсынова – Бадрисафе. Ее подлинное имя Александра Ивановна. Однако точной информации о ее происхождении, и тем более смерти и месте захоронения до сих пор не известно.

 

По одной из версий, выдвинутой костанайским журналистом Байтурсыном Ильясом, отец Бадрисафы работал объездчиком в Аманкарагайском лесничестве. Как, когда и откуда он там оказался, неизвестно, поскольку в биографии Александры Ивановны указывается год и место рождения – Челябинская область, 1878 год. С Ахметом она познакомилась в с. Аулиеколь, где она преподавала в местной школе русский язык. Там же работал и молодой учитель Ахмет, поселившийся в доме ее отца.

Как это часто бывает, молодые полюбили друг друга и решили вступить в брак. Сделать это людям разной веры было сложно, но их искренняя любовь преодолела это, казалось бы, непреодолимое препятствие. В 1896 году они обвенчались в мусульманской мечети города Троицка, но для этого Александре Ивановне пришлось принять ислам и взять себе татарское имя Бадрисафа Мухамедсадык-кызы (Бадрун – чистое золото, Сафа – кристально чистое). Это имя дал ей муж, получив согласие жены.

Совместная жизнь двух любящих сердец началась в Кустанае. В небольшой биографии Бадрисафы говорится: «В 1929 году в связи со ссылкой А. Байтурсынова в Архангельск Бадрисафа в 1931 году, как жена врага народа, была отправлена в ссылку в Томскую область. В 1934 году вернулась на родину. В 1937 году, когда вновь был арестован и расстрелян А. Байтурсынов, Бадрисафу арестовали и отправили в ссылку в Свердловскую область. Здесь она тяжело заболела. Последние годы Бадрисафы, верной подруги и соратницы Ахмета Байтурсынова, сполна разделившей трагическую судьбу мужа, павшего жертвой сталинского режима, прошли в селе Александровка Кустанайской области в приюте для душевнобольных. Похоронена возле п. Александровка, близ города.

Бадрисафа не ограничивалась ролью скромной домохозяйки. Она принимала посильное участие во всех делах мужа, благодаря ее гостеприимству, дом Байтурсыновых стал местом сбора будущих лидеров партии Алаш. Была индивидуальным членом фонда материальной поддержки газеты, участвовала в походе в партии Алаш».

Но в различных источниках мы находим другую информацию. Дело в том, что многих журналистов Костанайской области заинтересовала судьба Бадрисафы. Кое-кто побывал в Александровском приюте для душевнобольных. Там никакой информации о пребывании жены А. Байтурсынова не оказалось, зато нашлись люди, рассказавшие другую историю.

«В июне 2009 года в газете «Егемен Қазақстан» вышла статья костанайской журналистки Назиры Жаримбетовой. В ней со ссылкой на слова аксақала Есимхана Турлыбекова, ныне проживающего в Костанае, сообщалось, что примерно в ноябре 1947 года в поселке Каскат Мендыгаринского района появилась русская женщина по имени Александра. Ее сопровождал наш земляк Касым Тогызаков, который ранее общался с Ахметом Байтурсыновым. Касым Тогызаков привел эту женщину в дом Есимхана Турлыбекова и сказал, что это супруга известного человека, но попросил скрывать эту информацию и дать ей жилье и помощь – выжить. По воспоминаниям Есимхана, женщина была очень высокого роста, красивая, с длинными волосами. На ней был белый платок, повязанный по-татарски. Позже, когда Турлыбеков увидел фотографию Бадрисафы, он подтвердил, что это одна и та же женщина. Около полутора лет она жила в Каскате. Недалеко от поселка находилось озеро, и Александра вместе с Есимханом, которому тогда было 11-12 лет, ловила рыбу. Этим семья выживала. Но однажды поздней осенью Александра ушла на озеро и не вернулась. Есимхан и его отец пошли ее искать и нашли мертвой.

Поскольку на родовом кладбище русскую нельзя было хоронить, они похоронили ее за территорией кладбища. Земля была замерзшей, глубокую могилу не удалось выкопать. Позже вместе с братом Есимхан проходил мимо захоронения и увидел, что талая вода нарушила могилу, уже был виден скелет. Они перезахоронили останки». (К сожалению, имя автора нам неизвестно).

Такая судьба не могла не отразиться в литературе. О Бадрисафе сейчас много пишут. И вот что рассказывает юный корреспондент Ломоносовской СШ Дарига Хамзина в газете «Зеленое яблоко»:

«В мае в Ломоносовскую среднюю школу Мендыкаринского района приехала делегация – юноши и девушки молодежного крыла партии «Ак жол» города Актау Мынгыстауской области. Вместе с ними был руководитель и драматург, создавший пьесу о трагической судьбе жены Ахмета Байтурсынова Бадрисафе (Александры). С ними был родственник А. Байтурсынова, проживающий в г. Костанае, Ибрагим Агитаев. Сначала делегация посетила место захоронения Бадрисафы, на месте которого сейчас стоит красивый памятник. Это недалеко от нашего села. Гости отдали дань уважения Ахмету Байтурсынову и его любимой жене Бадрисафе.
 


На сцене нашей школы был показан спектакль. Ребята играли здорово! Они показали, как во времена репрессий простые люди, жители маленького аула Экпенды (Тасовка), прятали Бадрисафу, делились с ней последним. Весь зал – ученики, учителя школы, жители села – с замирающими сердцами слушали и смотрели игру молодых, но таких талантливых артистов. Это было незабываемое событие, о котором еще долго мы будем вспоминать».

 

Владимир ФЕТИСОВ,

Наталия ТЮНИНА, руководитель Мендыкаринскогорайонного архива

comments powered by HyperComments

Послание

15000

Г-спешл

 

Облако тегов

1 мая 100 шагов по реализации 5 реформ Air astana Diezel sun Diezelsun Expo Mazda2 Qagro.wordpress.com «атамекен» «горняк» «лучший товар казахстана» «сделано в казахстане» «шаңырақ» автомобили авторынок аким акимат акиматы акция алмазбек атамбаев