Пути доставки грузов и ставки пошлин

29 июля 2016 - Веб-редактор
article11227.jpg

По утверждениям отечественных экономических экспертов, доля импорта Казахстана из Украины остается достаточно высокой, а в связи с известными событиями возникают логистические затруднения и дополнительные материальные затраты. За разъяснением нюансов и возможностей правоприменения договора об особом порядке ввоза украинских товаров в Казахстан, следующих по территории России, мы обратились к начальнику отдела нефинансовой поддержки предпринимательства Палаты предпринимателей Костанайской области Роберту ЮСУПОВУ (на снимке). 

 

 

– Как известно, в декабре прошлого года Российская Федерация приостановила действие договора о зоне свободной торговли в отношении Украины, – отметил Роберт Юсупов. – Кроме того, с 1 января 2016 года, в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов Российской Федерации при осуществлении международных транзитных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию Российской Федерации», был установлен особый порядок ввоза украинских товаров в Казахстан, следующих транзитом через Россию. Согласно указанному порядку, транзит товаров из Украины для казахстанских получателей допускается в случае их ввоза на территорию Таможенного союза через пункты пропуска на украинско-белорусской границе. При этом их ввоз в Российскую Федерацию осуществляется только через установленные пункты пропуска в зависимости от вида транспорта и по определенному маршруту следования, а также под таможенным сопровождением и применением специализированных электронных пломб, принцип действия которых основан на использовании возможностей системы ГЛОНАСС – определение местонахождения контролируемого объекта.

 


По словам эксперта, в настоящее время для ввоза товаров в Казахстан сухопутными путями, страной происхождения и отправления которых является Украина, определены железнодорожные и автомобильные пункты пропуска на внешней границе ЕАЭС и государственных границах между Республикой Беларусь и РФ, а также Россией и Казахстаном. На белорусско-украинском участке ж/д пункты пропуска: Тереховка (Щорс) – Гомель, Горынь (Удрицк) – Брестская область, Словечно (Выступовичи) – Гомельская область. В списке автопунктов – Новая Гута (Новые Ярыловичи), Новая Рудня (Выступовичи), Александровка (Вильча) – в Гомельской области, Ельский район Мокраны (Доманово), Мохро (Дольск) – в Брестской. На белорусско-российском участке ж/д пункты пропуска: станция Смоленск Сортировочная, Заднепровский таможенный пост Смоленской таможни и автопункт Краснинский. На российско-казахстанском участке ж/д пункты пропуска: станция Озинки (РФ), «Жайык» (РК). Среди автопунктов – «Маштаково» – Самарская таможня РФ, «Сырым» – Западно-Казахстанская область, «Бугристое» – Челябинская таможня и «Кайрак», расположенный в Костанайской области.

 


Большое значение транзит по территории России для Казахстана имеет не только в связи с географическим положением нашей страны, но и также учитывая, что украинские контрагенты являются для отечественных предпринимателей надежными партнерами со сложившимися экономическими связями. По данным НПП РК «Атамекен», только в этом году заключено более 3 000 контрактов на поставку украинской продукции, их стоимость – порядка 14 млрд долларов. Основную номенклатуру импортируемых из Украины товаров составляют пищевая продукция и кондитерские изделия, мебель, строительные материалы, промышленные и другие товары.

 


– Следует отметить, что за прошедший период по определенному Россией маршруту и правилам перемещения грузов проследовало более 400 казахстанских автотранспортных средств и 1 500 железнодорожных вагонов, – добавил собеседник. – Несмотря на финансовые издержки нового порядка ввоза, отечественные перевозчики добросовестно выполняли требования российского законодательства, и, по информации КГД МФ РК, с начала года не было зафиксировано ни одного факта нарушения казахстанскими предпринимателями таможенного законодательства при доставке грузов.

 


Между тем, действие указа, который определил новый порядок ввоза товаров из Украины в Казахстан, заканчивалось 1 июля этого года, и, понимая, какие риски в себе несет неосведомленность бизнеса о возможных изменениях, Национальная палата предпринимателей уже с 20 июня начала разъяснительную работу. Была сделана информационная рассылка по СМИ и базе предпринимателей, работающих с украинскими контрагентами, которая имеется в НПП РК, и направлены официальные запросы в Правительство РК и ФТС России. Непосредственно в Костанайской области региональная палата также информировала предприятия, имеющие торгово-экономические отношения с украинскими партнерами о высоких рисках, связанных с возможным негативным сценарием развития событий. Несмотря на все предпринятые со стороны Нацпалаты усилия и действия, вплоть до 4 июля отсутствовала подтвержденная информация с российской стороны о том, какое решение принято в отношении транзита товаров из Украины.

 


1 июля Президент Российской Федерации Владимир Путин внес изменения в Указ, в соответствии с которыми введен временный запрет на транзит товаров, включенных в так называемый санкционный список, а также на все грузы, ввозная таможенная пошлина которых отлична от нуля процентов. Также действие временного запрета распространяется и на украинские товары, и на перевозки из третьих стран, которые следуют транзитом через территории Украины в Казахстана. Таким образом, с 1 июля транзитом через РФ следуют только те товары, в отношении которых в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) используется нулевая ставка таможенной пошлины, которая на сегодняшний день в ЕТТ ЕАЭС применяется в отношении 1 908 товаров, из которых на 80 она действует на временной основе. Распределение нулевых таможенных пошлин по группам выглядит следующим образом: машиностроение – 1 103 товара, АПК и пищевая промышленность – 161 позиция, химическая промышленность – 159, недрагоценные металлы и изделия из них – 120, транспортные средства – 111, легкая промышленность – 46, минеральные продукты – 31 наименование, деревообработка – 21, драгоценные и недрагоценные камни – 11, прочие промышленные товары – 144 позиции.

 


По информации эксперта, в отношении разрешенных к ввозу товаров сохраняется ранее действовавший порядок ввоза через белорусские участки внешней границы ЕАЭС с обязательным применением пломб на основе системы ГЛОНАСС. Вместе с тем с 1 июля действие Указа распространяется и на перевозки из Украины в Кыргызстан, при этом срок действия документа продлен до 31 декабря 2017 года.

 


Согласно внесенным изменениям, в случае обращения Правительства РК Правительство РФ вправе разрешить перевозки отдельных товаров, в отношении которых действует запрет на ввоз из Украины в Казахстан. Действие данного пункта распространяется на чувствительные товары промышленной группы.
Особое внимание следует обратить на то, что Указ распространяется исключительно на территорию России и не регламентирует перевозки грузов по территории Республики Беларусь.

 


– Предпринимателям нужно понимать, что, въехав на таможенную территорию Союза через внешнюю границу Таможенного союза на ее белорусском участке, существует высокий риск возврата автотранспортных средств с территории РФ, где и будет производиться идентификация товаров по ЕТТ ЕАЭС, – пояснил Роберт Ринатович. – Поэтому перед планируемой перевозкой какого-либо груза из Украины в Казахстан необходимо удостовериться в том, какова же его ставка ввозной таможенной пошлины. Она должна быть нулевой. Если же товар облагается пошлиной, а доставить его все-таки нужно, необходимо всерьез задуматься об использовании альтернативного маршрута. Руководство НПП «Атамекен» неоднократно обращало внимание казахстанских бизнесменов на возможности альтернативного маршрута доставки грузов из Украины в Казахстан через порты Черного и Каспийского морей. Сегодня этот вопрос весьма актуален. В настоящее время уже порядка 70% товаров из Турции в Казахстан и Кыргызстан следуют по указанному маршруту, который предлагается использовать и для перевозок их из Украины.

 


Конечно же, основным фактором при выборе маршрута доставки грузов является удобная логистика, которая позволит достичь оптимальных сроков доставки и стоимости перевозки. В этом плане альтернативный маршрут через порты по своим условиям пока не может сравниться с сухопутным маршрутом через Россию, но в этом направлении ведется соответствующая работа, и совместными усилиями Правительств стран Транскаспийского маршрута, железнодорожных администраций и администраций портов, а также бизнеса можно добиться сокращения сроков доставки и минимизации стоимости фрахта.

 


Учитывая нынешние условия транзита по РФ, НПП «Атамекен» предлагает наращивать конкурентоспособность альтернативного маршрута. Нельзя полностью зависеть от одной исторически сложившейся трассы. Для этого необходимо четко определить проблемные моменты и барьеры данного пути доставки с целью поиска их концептуального решения: снижение тарифов на перевозку, сокращение сроков, повышение качества доставки товаров и прочее. Определенная работа в этом направлении экспертами Национальной палаты предпринимателей уже проведена. На официальном сайте НПП «Атамекен» http://palata.kz размещена подробная информация о требованиях к обеспечению транзита по территории РФ, финансовым издержкам на обоих маршрутах.

 


– Мы надеемся, что наша информация поможет предпринимателям принять правильное решение по логистике с учетом оперативных данных по простоям транспортных средств на российско-белорусском участке в Смоленске и белорусско-украинском участке внешней границы ЕАЭС, – подвел итог Роберт Юсупов.

 


Султан ДЮСЕМБАЕВ
фото Василия ВАСИЛЬЕВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

Комментарии

 

Видео