Понять ближнего и жить с ним в мире

9 июля 2015 - Веб-редактор
article7236.jpg

 Современный мир получил новые вызовы со стороны религиозного экстремизма. В связи с этим проблема гармонизации межконфессиональных отношений становится еще острее. Об этом и о других актуальных темах, касающихся духовности, говорили участники круглого стола, который состоялся в редакции «Костанай-АГРО»:

Нурикан НУГУРБЕКОВ – руководитель управления по делам религий акимата Костанайской области;
Бахытжан-кажы ИКРАМ – наиб-имам мечети Марала Ишана;
Виталий КЛЕБА – священник православной церкви, протоиерей;
Газиз ШАЙМЕРДЕН – кандидат политических наук.
 
«Мир и согласие – основа развития»
– Одной из тем на V съезде мировых традиционных религий в Астане стала тема гармонизации межконфессиональных отношений. Что вам, делегатам, запомнилось больше всего из выступлений?
Н.Нугурбеков: По инициативе Главы нашего государства каждые три года в Астане проходит съезд лидеров мировых религий. Это своеобразная диалоговая площадка для политических руководителей, духовенства и общественных деятелей планеты. Мне посчастливилось побывать на двух последних межрелигиозных саммитах. На V съезде были выработаны единые подходы к основным общественно-политическим вызовам современности, даны оценки негативным явлениям: политическому экстремизму, терроризму и религиозной нетерпимости. Такие проявления, к сожалению, типичны для многих стран мира. Астанинский съезд предоставил делегатам и приглашенным возможность подтверждения необходимости воспитания нравственных ценностей в обществе. Религиоведы и политологи подчеркивали в своих выступлениях: «Мир и согласие – основа развития, а одним из обязательных условий прогресса является межэтническое и межконфессиональное согласие. Сегодняшний Казахстан – убедительный пример общенационального консенсуса, консолидации и толерантности. Подобная констатация звучала в докладах и зарубежных делегатов.
Г.Шаймерден: Я принимал участие в работе секции «Религия и политика: новые тенденции и перспективы», где было высказано много интересных мнений. Итальянские ученые считают, что государственная политика в виде мультикультурализма и толерантности изжила себя. Страна не в состоянии устранить угрозы со стороны религиозного экстремизма и терроризма. Я как политолог считаю необходимым объединение усилий государства, религиозных лидеров и общественных деятелей.
– Какая работа по укреплению межконфессионального общества проводится в Костанайской области?
Н.Нугурбеков: Наряду с действующими информационно-пропагандистскими группами (ИПГ) во всех городах и районах мы просим официальное духовенство заниматься просветительской деятельностью. Представители традиционных религий не зовут молодежь вступить в свои ряды, а стараются показать ошибочность мировоззрения псевдорелигиозных и деструктивных организаций, их потенциальную опасность, возможные моральные и материальные риски потерь имущества, здоровья, а иногда и жизни. Ежегодно пополняем ряды ИПГ молодыми выпускниками светских и духовных вузов, проводим с ними обучающие семинары и тренинги, прежде чем допустить к самостоятельной просветительской работе.
По данным социологических исследований, в нашей области очень высока толерантность к религии, почти 80% опрошенных респондентов позиционируют себя как верующие, из них 5-6% придерживаются всех канонов, остальные посещают культовые учреждения только по праздникам. Основная цель совместных усилий государства и духовенства – это мир и согласие в обществе. Считаю, что в настоящее время у нас созданы необходимые предпосылки для успешной деятельности, но для выработки устойчивого и стабильного иммунитета к экстремизму необходим ежедневный кропотливый труд. Для получения ощутимых результатов нужно время.
Г.Шаймерден: Добавлю, что несколько лет назад при КГУ им. А.Байтурсынова был создан Центр исследования религиозных проблем. Сегодня аналогичный Центр успешно функционирует и в Костанайском государственном педагогическом институте. В них работают наиболее подготовленные религиоведы, тео-
логи и политологи.
ИГИЛ как общая головная боль 
– За последние десятилетия в наиболее развитых странах Европы сложилась непростая демографическая ситуация: неуклонно растет число имигрантов, придерживающихся идей ислама. Во Франции это происходит за счет мигрантов из ее бывших колоний, в Германии – трудовая миграция из Турции, вынужденные переселенцы из стран бывшей Югославии. В Англии отмечается рост популярности мусульманских имен. Согласно разным данным, почти 20% населения Франции проповедует ислам, около 3 млн граждан ФРГ составляют мусульмане...  
Г.Шаймерден: Этнические общины в этих странах, даже живя в условиях европейского мультикультурализма, зачастую представляют собой замкнутую и обособленную общность, не желающую или не имеющую возможности ассимилироваться. Считаю, что подобные группы могут быть потенциальными «поставщиками» людских ресурсов для Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ) (террористической организации, контролирующей ряд территорий на Ближнем Востоке – авт.).
– Проблема ИГИЛ перестала быть локальной. Как недавно заявил председатель КНБ Нуртай Абыкаев, террористы начали активно вербовать казахстанцев, которые попадаются в их сети из-за недостаточной религиозной грамотности или тяжелой жизненной ситуации. В настоящее время в вооруженных конфликтах в Сирии и Ираке участвуют более 150 наших соотечественников, кто-то из них – вместе с семьями. 
Б.Икрам: Хочу сразу заявить, что бандиты с автоматами в руках не имеют ничего общего с исламом. Террористы только прикрываются им. Все их действия противоречат канонам ислама, чего стоят только кадры в Интернете демонстративных зверских убийств! Это приводит к отторжению простыми людьми ислама, по сути, мирной религии.
В.Клеба: Православная церковь категорически и однозначно не приемлет так называемое Исламское государство. Полагаю, что в подобных ситуациях можно говорить о том, что религия присутствует не более чем на 1%, а все остальное – пресловутое зарабатывание денег. США и Европа вынули стержень культурно-мировоззренческого сознания, они практически не поддерживают традиционные ценности и даже отрекаются от них. Православная церковь видит корень опасности рукотворных дел в том, что западное общество лишено традиционной духовной внутренней опоры. Недавно Америка разрешила однополые браки, а Европа зашла в безрелигиозный тупик, ведь ее мультикультурализм предлагает переплавить этнические особенности и ценности, потому что не происходит ассимиляции, анклавы живут обособленно, а отсюда появляются межконфессиональные проблемы. Наш евразийский путь развития – особенный, у нас другое миросозерцание и восприятие. Мы приветствуем сотрудничество традиционных религий и ратуем за межрелигиозное взаимопонимание.
Б.Икрам: В традиционном исламе нет ни одного призыва к правоверным: «Идите туда, где война, закройте ваши лица платками и возьмите в руки оружие!» Мы такому не учим! Это противоречит сути ислама.
В.Клеба: У стран, стоящих за подобными террористическими организациями, есть свои закулисные интересы. Думаю, если применить санкции против торговли ИГИЛ нефтью, количество их сторонников резко сократится. Русская православная церковь Казахстана категорически и жестко заявляет: «Мы противники всех проявлений религиозного экстремизма, терроризма и насилия».
Н.Нугурбеков: Согласен с тем, что проблема ИГИЛ из локальной переросла в глобальную, затронула нашу страну и область. К счастью, в рядах 
боевиков не замечены выходцы из Костанайской области. В последние годы в регионе отмечается повсеместный рост интереса к религии, особенно среди молодежи. С одной стороны это радует, ведь религия как морально-этическое учение плохому не научит. С другой – всегда существует опасность того, что духовно не окрепшая и неграмотная в религиозном отношении молодежь может стать объектом интереса деструктивных организаций.
Кадры решат все 
– Грамотный священнослужитель, как и любой хороший специалист, ценится везде. Где готовят кадры для наших культовых учреждений?
В.Клеба: На территории нашей области работает 31 православный священнослужитель, из них – пять дьяконов, не имеющих права самостоятельного проведения службы. Приходов больше, чем батюшек. Я называю себя «аэробатюшкой», то есть разъездным, потому что за мной закреплены Карасуский и Сарыкольский районы, кроме того, являюсь настоятелем церкви архангела Михаила в Костанае. Очень высок качественный состав священнослужителей: две трети батюшек имеют высшее духовное образование, трое окончили академии. Люди очень грамотные, эрудированные, но многие лишены предпринимательской хватки и не способны гарантировать себе и своим близким достойного проживания. Для приглашения иногороднего батюшки нужно жилье, а с этим у нас существуют проблемы. Местных кадров не хватает. Отличный, но нетипичный пример в Пресногорьковке: доморощенный священник Евгений Елагин, который с детства интересовался религией. Достойный семьянин, положительно характеризуется односельчанами, пользуется уважением и авторитетом. В кадровом вопросе митрополия нам не помогает, ответ один: «Сами растите кадры!» Нами готовится рукоположение в батюшки 10 человек, пока не имеющих высшего духовного образования, как того требует руководство, но собирающихся получить его в будущем. Наша первоочередная задача – устранить кадровую нехватку в райцентрах и сельских приходах. 
Н.Нугурбеков: За последние годы у нас установились прочные партнерские отношения с Исламским университетом «Нур-Мубарак» в Алматы. Кстати, недавно в областное управление по делам религий принят на работу его выпускник. В регионе ощущается дефицит в образованных и грамотных служителях культа. Мы знаем все проблемные места. Необходимо поэтапное кадровое укрепление: город, район, село. На сегодняшний день 40 костанайцев получают духовное образование, 19 человек – в университете «Нур-Мубарак», 12 обучаются за рубежом и девять – в казахстанских медресе.
– Есть ли какие-то специальные требования к желающим поступить на духовную службу?
Б.Икрам: Через несколько дней мы будем иметь полную картину по абитуриентам этого года, желающим получить духовное образование. Все кандидаты проходят предварительное собеседование в мечети Марала Ишана. Требования к поступающим остались прежними: физическое здоровье, хороший аттестат и первоначальные знания об исламе.
Н.Нугурбеков: Например, в университете «Нур-Мубарак» наши дети хорошо учатся и после выпуска ценятся в религиозном мире. Известны случаи, когда наших выпускников увозили в Южно-Казахстанскую область, потому что их регион не в состоянии решить кадровые проблемы за счет местных жителей. Мы знаем лично каждого костанайского студента этого вуза, следим за их успехами и с нетерпением ждем возвращения домой уже в качестве дипломированных специалистов.
Вместо эпилога
Н.Нугурбеков: Недавно я стал свидетелем субботника по благоустройству в Житикаре. Организаторами и активными участниками мероприятия выступили православный батюшка и районный имам, которые занимались вместе с прихожанами уборкой. Оба священнослужителя имеют необыкновенную харизму, дружелюбные, постоянно находятся среди людей, пользуются заслуженным авторитетом, уважением паствы и вниманием властей. Аким района досконально знает дела и заботы мечети и церкви. Вот это яркий пример консенсуса и межконфессионального согласия.
В.КЛЕБА: Мы с Бахытжаном-кажы давно знакомы. У нас бывают теологические споры, но мы ценим и уважаем точку зрения друг друга. Известен исторический факт: на казахстанской земле на протяжении веков не было конфликтов на религиозной почве, здесь всегда жили в мире. Пусть так продолжается и дальше!
 
Султан ДЮСЕМБАЕВ, фото Василия ВАСИЛЬЕВА

Изображения к материалу

comments powered by HyperComments

Комментарии

 

Видео