23 июня 2016 - Веб-редактор
В 17 колледжах области практикуется дуальное обучение. Активно идут на сотрудничество с учебными заведениями два крупных акционерных общества: «Баян Сулу» и «ССГПО». На базе предприятий они создали учебные центры, где ведут подготовку будущих специалистов.
В регионе дуальное обучение внедряется в режиме эксперимента с 2013 года. На сегодняшний день инновационная модель введена в 17 колледжах, что составляет 41%. В этом году подключаются еще шесть учебных учреждений. Договоры по внедрению данной формы обучения заключаются с колледжами и предприятиями региона.
– В настоящее время в дуальном обучении участвуют 76 предприятий, – сообщила руководитель областного управления образования Батима Даумова. – В 11 колледжах учреждены консультативные советы, в их деятельность входят разработка и утверждение экспериментальных программ.
Костанайский колледж сферы обслуживания приступил к эксперименту одним из первых. На его базе в 2015 году АО «Баян Сулу» заключило договор с отделением «хлебопекарное, макаронное и кондитерское производство». Для этого была разработана программа, в ходе которой практическая подготовка учащихся составляет 60% от учебного времени. Теоретическое обучение проходит в учебном центре кондитерской фабрики, обеспеченном необходимой литературой, практическое – в специально оборудованных производственных цехах.
– Только два предприятия из 76, участвующих в дуальном обучении, производят оплату студентам производственной практики – это АО «Баян Сулу» и «ССГПО», – подчеркнула Батима Даумова. – На последнем проходят производственную практику 1 300 студентов. Каждому выплачивается стипендия в размере 14 700 тенге. Помимо этого, 25 студентов Рудненского политехнического колледжа обучаются по заказу АО «ССГПО». Объединение также содействует материально-техническому оснащению учебных заведений.
Как считает руководитель областного управления образования, тормозят развитие дуального обучения инвестиции. Отечественные производители в большинстве своем не готовы вкладывать средства в подготовку кадров. Вместе с тем из бюджета ежегодно направляется 7 млрд тенге на обучение более 16,5 тыс. специалистов для этих же предприятий, поэтому вполне разумно, что власти ожидают от них непосредственного участия в профессиональном обучении и материальную отдачу.
– Уже назрела острая необходимость проведения большого форума с участием акимата области, бизнес-структур и Палаты предпринимателей для обозначения задач в развитии дуального обучения, – сообщает Батима Даумова. – Нам необходимо внедрить бесплатное техническое и профессиональное образование по рабочим специальностям. Данная инновационная модель является решающим фактором в подготовке квалифицированных кадров. Нужно разработать областную программу, определить стратегию ее внедрения и основные векторы развития. Уже создана экспертная группа по применению механизмов государственно-частного партнерства, которая может стать прочной основой для развития дуального обучения.
Марина ПЕРВУХИНА