Калфак и кукрякса – украшения татарской красавицы

12 июня 2015 - Веб-редактор
article6997.jpg

Сшить коллекцию расписных татарских национальных платьев – мечта жительницы Костаная Милеуши Бабиной (на снимке вверху).


На прошедшем недавно в Доме дружбы празднике семьи татаро-башкирский этнокультурный центр «Дуслык» привлек всеобщее внимание своими нарядами. Помогала его представителям выглядеть нарядно Милеуша Бабина.


Еще в начале 90-х, будучи студенткой педагогического института, Милеуша участвовала в татарских национальных концертах. Видимо, тогда у девушки появилось желание делать красивые национальные костюмы.


– Помнится, в то время в отделе культуры работала Зоя Авдеева, – вспоминает Милеуша. – Она мне всегда говорила: «Вот бы создать Театр национальных костюмов». Потом я вышла замуж, и как-то все забылось.


Идея создать национальное татарское платье пришла вновь более чем 20 лет спустя.


– Я по профессии учитель, а ведь практически все педагоги немного шьют, – говорит Милеуша. – Сейчас смотрю на те платья, которые надевают на праздники наши девочки из этнокультурного центра, и вижу, что красоты-то нет: сшито на скорую руку. Во время представлений вроде бы и хорошо смотрится, но мне хотелось бы, чтобы хотя бы несколько костюмов были сделаны основательно, такими, какие в действительности носили наши бабушки.


Милеуша стала изучать историю татарского платья, которое носили дворяне середины XIX – начала XX века, причем упор делала на одежду казанских
татар.


– В то время люди одевались в зависимости от своего социального положения, – говорит мастерица. – В чем сейчас выступают наши татары? В ситцевых платьицах с фартуками. Действительно, в деревне носили вышитые фартуки, четырехугольные платки. Все это смотрится мило, но когда на сцене демонстрируют наряды, например, казахских султанов, татары в своих фартуках выглядят чересчур просто.


Почти месяц перед днем семьи Милеуша Бабина расшивала калфаки и кукряксы. На празднике в Доме дружбы была татарская семья, состоя-
вшая из восьми человек в национальной одежде.


– Дедушки и мужчины старшего возраста носили бурек – каракулевые шапки, – объясняет Милеуша, показывая фотографии. – Шапочка, вышитая бисером, называется такия. Женский головной убор, расшитый бисером и жемчугом, – калфак. Его носят набок, обязательно на правую сторону. Чуть позже он претерпел изменения: стал меньше и крепился, как корона. Поверх него носили шаль. Кроме того, у женщин было распространено украшение кукрякса – расшитая нагрудная повязка, которую нередко украшали бусинами и монетами. Татарские девушки очень любили длинные серьги, кольца, множество браслетов, поэтому женское национальное платье имело широкие рукава: кокетливым движением рук они демонстрировали свои украшения. Все вышивки, монетки считались оберегами и отгоняли все плохое.


В национальной одежде татар использовался чаще всего цветочный и растительный принт, хотя имеются и геометрические узоры, как и у башкир.
По мнению Милеуши, национальное платье преображает человека:


– Мы сейчас носим удобную одежду. Наши девчонки перед праздником противились: «Ой, апа, какой еще калфак?». А после того, как нарядились, сразу почувствовали себя по-другому: появились грация, осанка, движения стали плавными. В такой одежде девушка никогда не будет стоять с сигаретой, не скажет плохих слов. Надела национальное платье – и она настоящая восточная красавица, в которой все: и скромность, и достоинство.
Сейчас Милеуша продолжает изучать родную историю, ищет подходящие ткани, бисер, украшения и планирует воссоздать точную копию тех платьев, которые носили ее предки.

Асель АЛИМОВА
фото Василия ВАСИЛЬЕВА
и из личного архива
Милеуши БАБИНОЙ

 

comments powered by HyperComments

Послание

15000

Г-спешл

 

Облако тегов

1 мая 100 шагов по реализации 5 реформ Air astana Diezel sun Diezelsun Expo Mazda2 Qagro.wordpress.com «атамекен» «горняк» «лучший товар казахстана» «сделано в казахстане» «шаңырақ» автомобили авторынок аким акимат акиматы акция алмазбек атамбаев