Изменения коснулись субсидий и налогов

12 июня 2014 - Веб-редактор
article4178.jpg

Во время визита в нашу область министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков подробно рассказал о новшествах, которые ожидают аграриев в ходе реализации государственной программы «Агробизнес-2020».


Совершенствование законов


– Я презентовал проект данной программы в начале прошлого года в вашей области, – напомнил Асылжан Мамытбеков (на снимке). – Однако есть определенные процедуры принятия: мы получили закон, на основании которого могли бы действовать новые инструменты поддержки АПК, когда бюджет 2014 года был сверстан, поэтому наполнение программы деньгами произошло только при уточнении республиканского бюджета в марте. Теперь, надеюсь, аграрии оценят ее основные новшества.


Для создания правовой основы реализации задач программы «Агробизнес-2020» в январе текущего года Глава государства подписал соответствующий закон. Данным законодательным актом внесены изменения в шесть кодексов и девять законов, предусматривается внедрение новых инструментов государственной поддержки аграрного бизнеса, таких как возмещение части расходов, понесенных субъектами АПК при инвестиционных вложениях, субсидирование затрат перерабатывающих предприятий на закуп сельскохозяйственного сырья, дотации при гарантировании и страховании займов производителей, позволяющие при недостаточности залогового обеспечения получить денежный или товарный кредит.


Закон предусматривает также дальнейшее совершенствование системы ветеринарной безопасности и ужесточение ответственности за нарушение ветеринарного законодательства.


Инвестиционные субсидии


В целях снижения капиталоемкости и сроков окупаемости инвестиционных вложений, направленных на создание новых либо расширение действующих производственных мощностей в приоритетных отраслях АПК (45 направлений), в рамках программы «Агробизнес-2020» предусмотрено инвестиционное субсидирование. На данные цели в текущем году выделено 14,5 млрд тенге, в том числе для нашей области – 1,5 млрд тенге.


– Механизм работы инвестсубсидий выглядит следующим образом: Минсельхоз предоставляет целевой текущий трансферт акиматам областей, – рассказал Асылжан Мамытбеков. – Субъект АПК, планирующий реализовать проект, обращается с заявкой к оператору – региональному представительству АО «КазАгроМаркетинг». Он после изучения документов выносит данный вопрос на утверждение комиссии при акимате, которая рассматривает заявку на соответствие правилам инвестиционного субсидирования. Принимается решение по одобрению или отклонению проекта, которое оформляется протоколом. После достижения определенных показателей по реализации проекта (сдача объекта в эксплуатацию, выход на производственную мощность), установленных правилами, субъект предоставляет подтверждающие документы оператору, который, рассмотрев их, организует второй этап заседания комиссии. Она принимает решение об одобрении либо об отказе в предоставлении инвестиционной субсидии инвестору, которое также оформляется протоколом. При наличии спорных вопросов комиссия запрашивает дополнительные документы и поручает оператору привлечь независимых экспертов. В случае положительного решения инвестсубсидии предоставляются инвестору в соответствии с договором и соглашением о целевом использовании и неотчуждении приобретаемого оборудования, техники в течение трех лет с момента субсидирования.


Как отметил министр, по таким направлениям, как выращивание крестьянскими хозяйствами КРС мясных пород, а также строительство или расширение молочно-товарных ферм (МТФ) на 50, 100, 200 коров в случае приобретения техники, оборудования в кредит или лизинг, допускается перечисление инвестиционных субсидий авансовым платежом финансовому институту на обусловленный счет до выполнения обязательств по введению объекта в эксплуатацию.
Основная особенность инвестиционного субсидирования: доля возмещения зависит от видов приоритетных направлений в сфере АПК. Важно, что господдержка предоставляется только по определенным статьям затрат, которые предусмотрены в соответствующих паспортах направлений. Данные субсидии могут быть совмещены с другими мерами государственной поддержки.


Субсидии на закуп


Для решения проблемы высокой стоимости сырья в программе предусматривается новый механизм субсидирования затрат перерабатывающих предприятий на закуп сырья для производства сахарной свеклы, сыра, сливочного масла и сухого молока.


По словам министра, в текущем году субсидирование затрат молокоперерабатывающих предприятий на закуп сырья будет осуществляться в пилотном режиме в шести областях: Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской. Сегодня в стране производится более 4 млн тонн молока, а на переработку идет лишь 1,5 млн тонн.


– В рамках данной бюджетной программы планируется субсидировать разницу между ценами, по которым сельхозтоваропроизводители могут продать производимое молоко, а переработчики имеют возможность купить его и направить на переработку. На эти цели в текущем году предусмотрено 2,7 млрд тенге, в том числе по Костанайской области –
389,9 млн тенге. На сегодня норматив субсидий установлен в размере 15 тенге за литр. Таким образом, мы хотим стимулировать молочные заводы на приобретение сырья по приемлемой цене у селян и фермеров, запустивших мини-молочные фермы по программе.


Данная мера позволит обеспечить производство сливочного масла в объеме 634 тонны, твердого сыра – 506 тонн, сухого молока – 328 тонн.


Первый НДС


Сегодня перерабатывающие предприятия и заготовительные организации обязаны платить НДС со всего оборота ввиду отсутствия первого НДС, так как приобретают сырье с личных подворий и у крестьянских хозяйств, которые не являются плательщиками данного налога. Этот вопрос во время визита в нашу область в 2013 году поднимали и костанайские переработчики. Сегодня наметились варианты решения проблемы.


– Мы предложили следующую схему: юридические лица, заготовительные организации, занимающиеся заготовкой, хранением, транспортировкой и реализацией продукции сельского хозяйства перерабатывающим предприятиям либо розничным торговым сетям, должны исчислять налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке, – рассказал министр. – При этом вся сумма НДС, уплаченная такими заготовительными организациями в бюджет, будет возвращена им в виде субсидий. Таким образом, легальный бизнес сможет выйти на ниши по закупу сырья у селян и вытеснить оттуда перекупщиков. В настоящее время, согласно Налоговому кодексу РК, с физических лиц, сдающих свою продукцию перерабатывающим предприятиям либо заготовительным организациям, удерживается подоходный налог. Перерабатывающие предприятия и заготовительные организации, приобретая сырье у физических лиц, становятся налоговыми агентами. Они обязаны удержать и перечислить в бюджет подоходный налог в размере 10% от суммы приобретенного сырья. На практике ситуация складывается иным образом: перерабатывающее предприятие из-за нехватки сырья вынужденно приобретать молоко-сырье у населения по
70 тенге за литр. При этом оно не удерживает проценты со сдатчиков, но выплачивает в бюджет 7 тенге, то есть фактическая стоимость сырья для него составляет 77 тенге. Мы предложили освободить от индивидуального подоходного налога доходы от реализации определенной сельскохозяйственной продукции, произведенной личными подсобными хозяйствами, которая отдается перерабатывающим предприятиям либо заготовительным организациям.
 

Татьяна ДЕРЕВЯНКО
фото Василия ВАСИЛЬЕВА

comments powered by HyperComments

Послание

15000

Г-спешл