Трезвые рассуждения об алкоголе и не только

21 января 2016 - Веб-редактор
article9005.jpg

По одним источникам на казахстанца приходится около пяти литров чистого спирта в год, по другим – 11. Почему данные так разнятся? Допускаю, что у каждого своя статистика или методика учета…


Несколько лет тому назад в обращении группы депутатов Мажилиса к Премьер-министру страны утверждалось, что в 2011 году Казахстан занял 34 место в мире из 188 государств по уровню потребления алкоголя на душу населения. На каждого гражданина страны приходилось 550 поллитровых бутылок водки, то есть одиннадцать литров чистого спирта. Спустя некоторое время, президент ассоциации «Казалко» Амиржан Калиев высказался в СМИ: «Учитывая тенденцию снижения потребления алкогольных напитков в РК, наши предприятия, производящие спирт и водочную продукцию, уже сегодня проводят диверсификацию своего бизнеса. Помимо своей основной деятельности, кто-то изготавливает безалкогольные напитки, другие начали выращивать зерно или мясо, третьи перерабатывают сельхозпродукцию».


Тенденция меняется


Видимо, еще не скоро изменятся менталитет и потребности казахстанцев, и какое-то время мы будем продолжать употребление алкоголя в опасных для здоровья нормах. Некоторые наши сограждане, относясь к алкоголю как к врагу, ожесточенно и целенаправленно его уничтожают. Многие из них не жалеют при этом ни собственной жизни, ни покоя и благополучия своих близких. Алкоголь для них – самоцель, были бы деньги. Но есть и другие.


Личные визуальные наблюдения, рассказы друзей и знакомых позволяют сделать некатегоричное и оптимистичное предположение: процент абсолютных трезвенников и очень умеренно употребляющих спиртное среди молодых людей в возрасте до 30 лет, вырос. Точной статистикой, пожалуй, никто не располагает. Подобных людей еще 20-30 лет назад было гораздо меньше. У данной категории молодежи изменились жизненные приоритеты: употребление алкоголя считается фактором, препятствующим реализации карьерных амбиций. Они могут позволить себе подобную слабость только в случае крайней необходимости – невозможность противоречить выпивающему руководителю или нежелание выделяться среди употребляющих присутствующих, но ограничивая себя при этом незначительным количеством легких спиртных напитков. Выскажу, возможно, смелое предположение: растет новое поколение, считающее, что нет прямой зависимости состояния здоровья, уровня уважения и благоденствия именинника или юбиляра от количества выпитого спиртного его гостем. Источниками радости и хорошего настроения у этих молодых людей являются другие увлечения: красивая музыка, фильм или просто вкусная еда. По данным областного управления по делам религий, количество верующих молодых людей постоянно растет, особенно мусульман. А ислам категорически запрещает употребление алкоголя. Разум человека не должен быть замутненным. Мое предположение о снижении числа потребителей алкоголя не ставит пока под угрозу его востребованность на рынке. Вспомним слова Роберта Бернса о поводах для пьянства: «Поминки, праздник, встреча…»


Нужен иной подход


С недавних пор (с лета 2015 года) родилась и уже окрепла еще одна алкопроблема. Государственные меры по регулированию хранения и реализации подакцизной продукции, алкоголя в том числе, привели, надеюсь, к временным и разрешимым, а не глобальным трудностям. Анализируя выступление исполнительного директора общественного объединения «АСПреДКО» Петра Сухинина (на снимке) на расширенном заседании Совета Палаты предпринимателей области, можно сделать вывод, что бизнесмен, вкладывая свои или заемные деньги в приобретение контрольно-кассовой машины (ККМ) и заранее оплачивая лицензионный сбор, отвлекает оборотный капитал, тем самым снижая ассортимент предлагаемых товаров. А целесообразно ли вкладывать средства в онлайн-передачу данных при отсутствии устойчивого Интернета? По мнению Петра Сухинина, со стороны государства нужен дифференцированный подход к торговым точкам, нельзя измерять одной меркой городской супермаркет с миллионным оборотом и небольшой сельмаг. По сведениям Палаты предпринимателей области, уже известны десятки случаев закрытия магазинов в селах по причине отсутствия их рентабельности.


Индивидуальный предприниматель из Костанайского района Серик А., пожелавший по известным причинам остаться анонимом, честно признается:
– До прошлого года мой магазин товаров повседневного спроса, а таких в поселке еще три, приносил столько, что хватало на текущие расходы и развитие. Основную выручку давал алкоголь и сигареты, но не благодаря большим накруткам, а за счет объемов продаж. Яляясь законопослушным налогоплательщиком, я желал бы модернизировать имеющуюся у меня ККМ, а не покупать новую за 90-100 тыс. тенге плюс абонентская плата. Но ведь не получилось.


В первую очередь эти меры государственного регулирования коснулись сельского предпринимателя, стоящего перед непростым выбором: «Куда двигаться?» Торговля на селе может вспомнить свой опыт подпольной продажи алкоголя из дома, как в начале 90-х годов, но тогда без уплаты налогов и тем более без лицензионного сбора, или государство изменит некоторые требования? Ваше здоровье!

 


Султан ДЮСЕМБАЕВ
фото из архива «К-АГРО»

 

comments powered by HyperComments

Комментарии

 

Видео