ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА: ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ 70 ЛЕТ

16 апреля 2015 - Веб-редактор
article6485.jpg

Костанайский областной маслихат, Областной совет ветеранов, региональная газета «Костанай-АГРО» в преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне объявили социальный проект – конкурс эссе «Война глазами молодых».

 

Конкурс не оставил равнодушными жителей Костанайской области. В редакцию поступило много работ, лучшие из которых были опубликованы в газете. Авторы эссе пишут о своих земляках – героях-фронтовиках, тружениках тыла, о своем понимании великого народного подвига. Каждая строчка сочинений наполнена благодарной памятью живущих сегодня! А это самое главное, ведь молодежь, которая знает и хочет помнить историю, – наше достояние, золотое будущее Казахстана! 
 
15 апреля 2015 года завершен прием работ. Мы благодарим всех участников конкурса!  
 
Для победителей конкурса учреждены дипломы и призы:
 
Гран-при – ноутбук, первое место – планшет, второе место – мобильный телефон, третье место – серия энциклопедий.
Также будут отмечены ветераны-герои эссе, признанных победителями конкурса.
 
Итоги конкурса будут опубликованы 7 мая 2015 года.
 
Костанайский областной маслихат,
Областной совет ветеранов,
газета «Костанай-АГРО» 
 
 

Секунды длиною в жизнь…

«Тик-так», «тик-так» – отбивали стрелки ход времени… Оно все спешит куда-то, стирает некоторые воспоминания, но не сможет уничтожить память об этом… 
 
Она всегда была для меня не просто бабушкой, а, скорее, другом, человеком, на которого я всегда хотел походить. Елена Лукьяновна Щерицкая (на снимке) – хрупкая женщина с твердым волевым характером, с какой-то своей особенной строгостью и бесконечной добротой. Она и сегодня встретила меня ласковой и теплой улыбкой. Ее руки, дрожащие от старости, как в детстве, трепетно, но сильно прижали меня к себе. И вновь, как сотни раз подряд, на руке мелькнул шрам…
 
– Бабушка, расскажи эту историю, я же знаю, ты все помнишь, пожалуйста, мне очень хочется ее записать, – попросил я.
 
Вздохнув, она подняла на меня глаза, в них было совсем другое выражение: колючее, болезненное, словно воспоминание причиняло боль. Я решил, что и на этот раз бабушка скажет, что ничего не помнит, и заведет разговор о другом. Но вдруг она заговорила, и я очутился... на плацу, в лагере военнопленных, под градом сыплющегося с неба огненного дождя – фосфорных бомб, в городе Дрездене…
 
– Нас перевезли туда из другого лагеря, отсортировали, – начала свой рассказ бабушка. – Меня отправили на завод наполнять цистерны серной кислотой. Я была маленькой, худенькой, одни глаза – огромные и голодные. Именно поэтому, наверное, старый немец, начальник смены, меня жалел: тайком приносил бутерброд с килькой.
 
Бабушка замолчала, долго смотрела куда-то вдаль. На секунду мне показалось, что она больше ничего не скажет, но она продолжала: 
– Их перевезли к нам из другого лагеря. Они стояли сбившись, плотно прижимаясь друг к другу, похожие на ворон, в черных рубахах, все какие-то одинаковые. Однако из всей толпы мое внимание привлекла женщина с ребенком на руках, которая прижимала к груди сверток, глядя на немцев огромными от ужаса глазами. Поляк-полицай стал вырывать малыша, раздался дикий крик, мать куда-то поволокли, а младенца немец раздел, положил на железный ящик и приказал полицаю застрелить, достал пистолет и… В это время с неба упала первая бомба. Никогда в жизни мы так не радовались бомбежке. Фашисты попрятались по баракам, в подвалы, а нас выгнали на плац, надеясь на то, что американцы нас бомбить не будут, а если и погибнем, то все одно – смерть! Убежать нельзя: из подвалов наблюдали автоматчики. Я прижалась к железобетонной стене и отчаянно молилась. Вдруг услышала писк: оказалось, младенец был жив! Он совсем рядом – рукой подать! Мне удалось его схватить, завернуть в рубаху и прижать к себе. Теперь не страшно… Женщина, которая стояла рядом, шепнула мне, что ребенка нужно скрыть от немцев в бараке. Я добралась туда ползком и спрятала малыша в соломенном матраце. То ли привыкнув ко всему, то ли чувствуя опасность, этот шестимесячный мужичок не издал ни звука, согрелся и заснул. Когда закончилась бомбежка, нас построили на плацу и потребовали сказать, где малыш. Все знали о его местонахождении, но промолчали: теперь он был сыном каждой из нас. С этого дня мы боялись не за себя, за него. Помню, как бешено билось сердце при ежедневной проверке барака, жевали ему хлеб и, заворачивая в тряпочку, как соску, давали ее, только бы спал. Время, проведенное вдали от барака, казалось вечностью. Я отдавала ему свой бутерброд, а он смотрел, словно все понимал. Его мать принесли через три дня, мы думали, что ее убили. Ее так били полицаи, что живого места не было! Женщина только тихо стонала и произносила имя Виталик (так звали ее сыночка). Ночью я сказала ей, что он жив, и мы положили их рядом. Тогда я поняла, что значит сила материнской любви: в нее словно жизнь вдохнули! Мы подружились с Верой Голубевой. Однако как бы тщательно все не скрывали Витальку, немка, смотрящая за бараками, все-таки нашла малыша, но никому не рассказала, даже сама приносила молоко и хлеб. Однажды ночью она унесла ребенка, положив его в сумку. Я смотрела на Веру, но та была спокойна, лишь потом рассказала, что немка разговаривала с ней и предложила увезти мальчика к своему отцу-фермеру, а Веру позже отправить туда же на полевые работы, иначе в случае обнаружения всех троих приговорили бы к расстрелу. Конечно, Вера согласилась. Спустя какое-то время ее действительно перевели. Сына на ферме она не видела, не знала, жив он или нет. Наконец его показали: мальчик был ухоженный, кругленький и розовощекий. С тех пор женщина думала лишь о том, чтобы выжить и забрать Витальку. И вновь время потекло… 
 
Бабушка замолчала, задумалась, а я сидел, пораженный, с трудом понимая, как вообще можно было все это пережить! 
 
– Нас освободили в 44-м, и мы вернулись на Украину, – продолжила бабушка. – С Верой жизнь нас разлучила. А в 1954 году по распределению отправились в Казахстан, на целину. Попали в Красную Пресню. Однажды 9 мая, не помню в каком году, мы сажали все вместе совхозную картошку, вспоминали, как шли к Победе наши мужчины-односельчане, кто-то принялся рассказывать о фронтовых подвигах. Вдруг раздался женский взволнованный голос: «Вы хоть на фронте были. Там убьют, так убьют, а нет – да и слава богу! А вот мы где были…», – и ушла. Что-то знакомое показалось мне в ее голосе, я подошла к ней – это была Вера! Она рассказала мне, как их вагон отправили после освобождения на другую станцию, поднимали хозяйство, сюда переехали. Я только об одном боялась спросить – о сыне. Жив ли? Неожиданно в комнату вбежала маленькая девчушка. Вера рассмеялась и послала ее за отцом, наказывая, чтобы тот немедленно вернулся домой. Мы много говорили, казалось, нам не хватит и тысячелетия, чтобы выплакаться… И вот вошел он, высокий, красивый, взрослый, наш сынок Виталька! Посмотрел на меня своими синими глазами, и мне вдруг стало так спокойно. Наконец-то вырос, прятаться больше не надо! Виталька обнял меня и прошептал: «Спасибо!» С тех пор мы с Верой больше не разлучались. Однако время опять вмешалось: ее уже вышло, а мое…
 
Бабушка Лена замолчала, я еще некоторое время не мог вымолвить ни слова. Говорить не хотелось. Наконец-то мне стало понятно, почему она плакала, не рассказывала об этом. Все просто: это их история – двух украинских женщин, судеб, волею случая ставших одной, мальчика, прошедшего войну. То, что я прочитал в книгах, увидел в фильмах о Великой Отечественной войне, казалось далеким и нереальным. На самом деле все это рядом со мной – моя девяностолетняя бабушка – благодаря времени, словно остановившемуся, чтобы дать мне возможность осмыслить. Теперь и у меня будет своя история, которую я никогда не забуду! На часах – без четверти девять, смеркалось. Бабушка спокойно спала. Я прижался к ней, поцеловал и тихо сказал: «Спасибо!» А часы по-прежнему отбивали ритмично «тик-так», «тик-так»…
 
 
Дмитрий ЕСИМОВ
Краснопресненская
средняя школа Мендыкаринского района 
 

 

Я не хочу войны!

Война… Сколько муки и страданий в этом коротком слове. Я хочу поведать о нескольких героях своего родного села Трактового Федоровского района.


Один из них – Никита Васильевич Потеряйло (на снимке) – родился в 1923 году в селе Трактовом. В августе 1942 года ушел на фронт. Войну начал в составе Центрального фронта в звании старшего сержанта. Далее попал на Ленинградский фронт, в разведку. Никита Васильевич освобождал Прибалтику, Польшу, Восточную Пруссию, Ленинград. Участвовал в штурме Кенигсберга в составе 2-й Ударной армии. Награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «За взятие Кенигсберга».
Мы гордимся также своими односельчанами – братьями Жуспеком и Ахметбеком Исмаиловыми. Они погодки, но мать записала их как родившихся в один год, чтобы парни вместе служили в армии. Однако началась война, и Исмаиловы ушли на фронт, воевали в 382-м запасном стрелковом полку 215-й армии. За совершенные подвиги и мужество были награждены медалями «За взятие Берлина», «За боевые заслуги». Как можно не помнить и не гордиться такими людьми, которые не предали своих идеалов, Родины, сражались во имя Отчизны, не думая о себе, наградах? Пусть их имена неизвестны в мировом масштабе, но для нас, несомненно, они были и навсегда останутся героями! Мы не вправе забывать их, отстоявших свободу и независимость народа. Но должны не только помнить, а быть достойными подвига солдат, не допустить повторения подобных событий. Люди, давайте жить в согласии, без войн и кровопролитий!


Валентина ШИШКО
Первомайская СШ
Федоровского района

 

 

 

 

Мы этой памяти верны!

День Победы – праздник, ставший всенародным, потому что нет в нашей стране такой семьи, которой бы не коснулась своим черным крылом самая страшная из войн – Великая Отечественная!

Путь к Победе был долгим и трудным – 1 418 дней и ночей. Чем можно измерить его? Битвами, страданиями, мужеством, самоотверженностью солдат. Все это вошло в нашу жизнь, мировую историю, навечно застыло в камне и бронзе памятников, мемориалов Славы. Но самыми яркими и правдивыми в памяти останутся рассказы близких о войне, об их детстве.
Война – горе и страх, разруха и смерть. Летят годы… Все больше времени отделяет нас от Великой Победы. С каждым годом меньше остается людей, которые одержали ее, и тем дороже для нас воспоминания фронтовиков. Солдаты Отечественной войны... Они достойны самых теплых слов.


У нас в семье тоже есть ветераны Великой Отечественной – Петр Никифорович и Любовь Максимовна Земцовы (на снимке) – наши прабабушка и прадедушка. Прабабушке было 17 лет, когда началась война. По окончании техникума по специальности «радист» она попала на Ленинградский фронт. В 1944 году прошла переподготовку в Школе радиоспециалистов и после успешной сдачи экзаменов была направлена на 2-й Белорусский фронт. Вместе с другими радистами прошагала дорогами войны по польской и немецкой землям, хорошо помнила встречу на Эльбе, видела поднятое Красное знамя над Рейхстагом. Победу встретила в Кенигсберге. Войну закончила в звании ефрейтора, имела боевые награды. После работала заведующей детского сада «Солнышко» Ершовского сельского округа. Принимала активное участие в общественной жизни села и района. За трудовые заслуги в деле воспитания подрастающего поколения Любовь Максимовна отмечена почетными грамотами и благодарственными письмами.


Наш прадедушка Петр Никифорович был призван на фронт в 18 лет. Воевал на Ленинградском фронте, 2-м Белорусском, освобождал Восточную Пруссию, Польшу, Финляндию. Имел два тяжелых ранения, инвалид второй группы. За боевые заслуги награжден орденами Красной Звезды I и II степени, множеством медалей. По окончании войны работал председателем сельского совета в селе Ксеньевка. Переехав в Ершовку, трудился заведующим отдела кадров «Ершовского» совхоза. К 50-летию Победы ему присвоили звание капитана посмертно. За доблестный труд был награжден почетными грамотами.

Мы благодарны прабабушке и прадедушке за Победу, за то, что сейчас ходим в школу и радуемся каждому дню. Очень гордимся, что в нашей семье имеется собственная история жизни ветеранов Великой Отечественной войны, которая с любовью хранится нами в сердцах. Низкий поклон всем, кто вынес на своих плечах тяготы и лишения военного лихолетья, превозмогая боль, поднял страну из руин, показал, каким должно быть поколение победителей.

Елизавета и Никита ДОЦУН
Ершовская СШ
Узункольского района

 

 

Из истории моей семьи

 

Мой прадедушка Александр Иванович Музыкант (на снимке) был участником Великой Отечественной. Он говорил, что война – это время проявления мужества на фронте и в тылу врага.


Александр Иванович родился 15 мая 1916 года в Полтавской области. Окончил семь классов. После учебы в Ковровском пехотном училище ушел на войну. В 1941 году воевал на Калининском направлении, участвовал в боях под Торжком и Ржевом, был командиром штрафной роты. Он рассказывал своему сыну, моему дедушке, что в боях погибло много людей, но все мужественно защищали Родину. Его тяжело ранили, он лежал в госпитале в городе Кургане. Пять лет прадедушка ходил на костылях. От таких рассказов наворачиваются слезы – не просто давалась Победа…


По окончании войны работал учетчиком, затем – главным бухгалтером, а позже – учителем труда в Лесной средней школе Сарыкольского района. Он, как никто другой, знал, что такое труд, ведь советский народ победил не только благодаря героизму солдат, но и самоотверженности тех, кто работал не покладая рук в тылу.


Александр Иванович женился на моей прабабушке Варваре Трофимовне, проживавшей в этом же селе. В 1941 году ее угнали в Германию, где она была прислугой, затем трудилась в госпитале санитаркой. она рассказывала, что там над ней издевались, били. После войны вернулась к родителям, познакомилась с моим прадедушкой. Несмотря на все тяготы и лишения, осталась человеком с доброй душой и открытым сердцем. С прадедушкой прожила счастливую жизнь, воспитала четверых сыновей, девять внуков и тринадцать правнуков. Варвара Трофимовна была награждена медалью «За освоение целинных земель».


У моего прадедушки был старший брат Иван Иванович, который прошел всю Великую Отечественную войну и вернулся домой в 1945 году. Ему от имени Президиума Верховного Совета СССР были вручены медали «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «За отвагу», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «За освоение целинных земель», а также юбилейные. Он умер 11 февраля 1990 года, похоронен в поселке Лесном.


Мы говорим огромное спасибо нашим прадедушкам и прабабушкам, всем тем, кто участвовал в Великой Отечественной войне, подарил нам светлое, счастливое, мирное детство.

 

Светлана ХУДОЛИЙ,
учащаяся Лермонтовской СШ
Алтынсаринского района

 

«В душе он остался поэтом!»

 

Наше поколение не совсем понимает, что такое война и насколько трудно было сохранить свою жизнь в те годы. Тяжело представить, как на глазах детей погибали родные и близкие. Но, несмотря на все тяготы жизни, требовалось выжить ради победы над фашизмом.

Когда я вспоминаю своего дедушку Михаила Семеновича Котова (на снимке), то перед глазами стоит образ улыбчивого мужчины, который мог в любом человеке увидеть что-то хорошее, доброе. Это дано не каждому, даже в конце жизненного пути.


Мой дедушка родился 19 июня 1932 года в деревне Кукова «Половецкого» совхоза Суражского района Витебской области Белорусской ССР. Его отца, Семена Максимовича, репрессировали как врага народа. После этого забрали весь скот, вывезли мебель, позже стали разбирать пристройки, сараи, заборы. В общем, одна хата осталась. С этого момента детство деда закончилось: он начал работать пастухом. Своего папу дед больше не видел. В 1940 году умерла от тифа его мама, когда ему было восемь лет. В этом же году пошел в первый класс, окончил его с отличием и сразу был переведен в третий. Но учиться не пришлось: началась война. В то время немцы расстреливали и учителей, и учащихся, запирали людей в школах и сжигали. Деду повезло: его школу просто закрыли.


Мой дедушка жил в оккупированной деревне. Спокойная жизнь селян закончилась: по любому поводу могли расстрелять или отправить в концлагерь. Маленькому Мише и его сестре Вере было нелегко: они скитались, питались лепешками из лебеды, мерзлой картошкой, которую выковыривали из земли под пулями. Дед рассказывал, что тяжело приходилось всем, тем не менее люди делились последними крохами хлеба с сиротами, укрывали раненых солдат, помогали партизанам. Фашисты относились жестоко к местным жителям. Но дедушка вспоминал об одном старом немецком солдате, который часто их подкармливал шоколадками, сухим пайком, потому что они были похожи на его детей.


Несмотря на то, что Михаил Семенович с детства терпел лишения, в душе он остался поэтом. Вот одно из его стихотворений о войне:

Закаты, как солдаты,
Над сопками стоят.
Лежат в земле ребята
И в облаках летят.
Окончились их беды,
Но свежи слезы мам.
Друзья их в День Победы
Зовут по именам,
Вдвоем за стол присядут,
Пластинку заведут,
Из третьего стакана
Они не отопьют.
Дай бог, чтоб ночью летней стояла тишина
И чтоб была последней
Последняя война!

Дарья КОТОВА,
учащаяся
Джангильдинской СШ Мендыкаринского района

 

 

comments powered by HyperComments

Послание

15000

Г-спешл

 

Облако тегов

1 мая 100 шагов по реализации 5 реформ Air astana Diezel sun Diezelsun Expo Mazda2 Qagro.wordpress.com «атамекен» «горняк» «лучший товар казахстана» «сделано в казахстане» «шаңырақ» автомобили авторынок аким акимат акиматы акция алмазбек атамбаев