Блеск и миражи медалей

2 апреля 2015 - Веб-редактор

В школах началась последняя четверть. Выпускники готовятся к сдаче экзаменов и выбирают, по какой жизненной дороге идти. Именно на этом этапе отечественный спорт теряет перспективных молодых атлетов.


Спортивный социализм:«сделано в ГДР»
 
Немного истории. Знатоки спорта со стажем помнят, каких высот достигал спорт в ГДР: страна, население которой составляло 17 млн человек, почти на равных соревновалась на Олимпийских играх и чемпионатах мира с такими гигантами, как СССР и США. Одна из причин успеха – массовость и отбор почти с младенческого возраста спортивно одаренных детей. Комиссии из учителей, тренеров и врачей рекомендовали родителям обратить внимание на определенные виды спорта, исходя из результатов спортивных и психологических тестов, антропометрии ребенка. В начальных классах он получал примерный поэтапный жизненный календарь: первый шаг – ДЮСШ, созданные по примеру СССР, затем спорт-интернат и спортивный клуб. Существовала договоренность между общеобразовательной школой и тренерами об особой адаптированной программе спортивно одаренного ребенка, который должен показать всему миру преимущество социалистического образа жизни. На протяжении почти 40 лет это было по силам крохотной стране.  
 
А в Казахстане кто и как сейчас принимает решение? В идеале должны собраться родители, педагоги и тренеры, взвесить все за и против, выработать совместную программу на несколько лет вперед: на что сделать упор – учебу или спорт? Сомневаюсь, что такая схема работает. Директор областной ДЮСШ №1 Владимир Куликов подчеркивает: 
– Мы имеем возможность направить перспективного выпускника школы в спорт-интернат, чтобы он продолжил заниматься спортом и получил образование. Подобные решения принимаются родителями, тренерами и учителями коллегиально. 
 
На продвинутом уровне спортсмена и старшеклассника нет половинчатых решений, здесь – третьего не дано. Это по силам только гениям: быть чемпионом в спорте и с золотой медалью в средней школе. Рассмотрим данные варианты. 
 
Я выбираю спорт
 
Учащийся 11 класса средних способностей и с такой же успеваемостью многие годы увлечен спортом. Природные данные вкупе с систематическими тренировками под руководством опытных наставников принесли неплохие результаты: к 16 годам – мастер спорта, победитель и чемпион, объездил почти весь Казахстан, бывал на турнирах в ближнем и дальнем зарубежье. Это его устраивало, учителя до поры до времени закрывали глаза на частые пропуски уроков, не всегда блестящие ответы на занятиях. В общеобразовательной школе таких усилий вполне достаточно, потому что приоритеты выбраны: на первом месте – спорт, где он желает быть лидером. 
 
Педагог Светлана Алексейко, много лет преподававшая в классах со спортивным уклоном, отмечает у таких ребят организованность и ответственность, отсутствие подростковой инфантильности. Их недетская целеустремленность не оставляет ни времени, ни возможности на присущие возрасту забавы. Школа для них – временная, своего рода обязательная программа, без которой не обойтись. Настоящее и основное начинается в спортивном зале. И так в течение нескольких лет, пока не будут достигнуты основные успехи в спорте.
 
Я выбираю ЕНТ
 
Годы, отданные спорту, – это инвестиции в собственное будущее. У подростка вырабатывается самоконтроль, дисциплина, ответственность. Но в какой-то момент мечты о золотых медалях отодвигаются в сторону, и он делает выбор в пользу гранита науки.
 
Здесь на первых порах понадобится помощь родителей, учителей, вероятно, дополнительные занятия. Для бывшего спортсмена ничего не меняется, кроме соперников, – школьных предметов. Педагоги, возможно, не все, видя изменившееся отношение к учебе, будут помогать. Негласная статистика свидетельствует о том, что категория старшеклассников, «вовремя завязавших» со спортом, очень жизнестойка и конкурентоспособна во взрослой жизни. 
 
По словам тренера по шорт-треку Николая Федоренко, он, узнав о том, что воспитанник уходит из спорта, искренне желает ему вырасти порядочным человеком. 

Множество решений одной задачи
 
В общих чертах так могут выглядеть сценарии развития выбора в пользу спорта и ЕНТ, который является субъективным и сугубо индивидуальным. Единого и абсолютно верного рецепта нет. Оба пути имеют право на жизнь. Сотни примеров личностей, успешных людей, в свое время стоявших перед подобной дилеммой, принявших решение, определившее их жизнь на многие годы, подтверждают это. 
Среди некоторых педагогов распространено мнение, а иногда и твердое убеждение: наш казахстанский учащийся, желающий вырасти гармонично развитой личностью, обязан в первую очередь получать в полном объеме знания в общеобразовательной школе и дополнительно заниматься развивающей и оздоровительной физкультурой. Педагог с многолетним стажем Гарипжан Бакенов более категоричен: 
– В спорте высоких достижений должны быть только те, кого природа наделила особыми спортивными наклонностями, а также кто в силу определенных социально-бытовых причин не желает или не способен успевать в общеобразовательной школе. 
 
Примеров тому в спортивной жизни планеты предостаточно. Вспомните хотя бы успешные судьбы афроамериканских легкоатлетов и баскетболистов, африканских стайеров и марафонцев, боксеров-«мухачей» из Юго-Восточной Азии. Видимо, у этой задачи имеется множество решений.
 

Султан ДЮСЕМБАЕВ
Коллаж Максима ХАКИМОВА 
comments powered by HyperComments

Комментарии

 

Видео