Пастбища требуют грамотного регулирования

12 января 2017 - Веб-редактор
article12758.jpg

Обсуждение проектов Законов «О пастбищах» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые Законодательные акты РК по вопросам использования пастбищ», инициированное депутатами Парламента РК, ведется на территории всей республики. Не обошло оно стороной и нашу область, которую с рабочим визитом посетил депутат Сената Женис НУРГАЛИЕВ (на снимке) для их разъяснения. 

 

 

Напомним, что данный закон обсуждается уже в течение четырех лет, а на сегодняшний день после прошедшего пленарного заседания Мажилиса Парламента РК одобрен во втором чтении. По информации zakon.kz, в Казахстане насчитывается 187 млн гектаров пастбищных земель, которые используются неэффективно из-за отсутствия соответствующего законодательства.

 


Долгоиграющий вопрос

 


Как подчеркнул на пленарном заседании Палаты депутат Мажилиса Парламента РК Жексенбай Дуйсебаев, которое состоялось в октябре 2016 года, сегодня назрела острая необходимость в принятии закона для регулирования пастбищных угодий страны.

 


– Мы разработали специальный законопроект о пастбищах с участием и при поддержке депутатов Парламента РК, – сказал Дуйсебаев. – В нем обозначены четыре главных направления и законодательно закреплены отдельными статьями. Для реализации их на практике определены полномочия правительства, уполномоченного органа, акиматов областей, районов, сельских округов и районного представительного органа маслихата, системы местного самоуправления, и введены отдельные нормы.

 


По его данным, в проекте закона предусмотрена разработка нормативов содержания поголовья скота с учетом климатических особенностей регионов, и закреплено право их утверждения за уполномоченным органом.

 


– Районные сельские исполнительные органы совместно с системой местного самоуправления проводят мониторинг по пастбищам каждого района, сельского органа, и ими разрабатываются планы, – отметил Дуйсебаев. – С их помощью определяются объем пастбищ, их производительность, количество поголовья выпасаемого скота, объем неиспользованных пастбищ, на каких земельных участках большая численность, то есть образуется система регулирования и управления пастбищами. Основной план утверждает районный представительный орган маслихата, после этого он является нормативно-правовым актом.

 


Что даст принятие закона?

 


Парламентарий отметил, что для реализации мероприятий, указанных в утвержденном плане, предусматривается соглашение об использовании пастбищ, которому посвящается отдельная статья.

 


– В документе предусматривается заключение четырехстороннего соглашения с акимом сельского округа, собственниками земельного участка, пользователями пастбищ и местными органами самоуправления, – уточнил мажилисмен. – Кроме этого, в проекте закона есть специальные статьи, определяющие объекты пастбищной инфраструктуры и регулирующие рациональное использование отгонных пастбищ. Также отдельной статьей обозначены принципы Законодательства РК о пастбищах. Предусматриваются права по их предоставлению, права и обязанности пастбищепользователей и нормы об их объединении. Депутатами на рабочих группах внесен ряд поправок, уточняющих и улучшающих отдельные нормы закона. Данный законопроект бурно обсуждается среди населения с 2012 года. Принятие законопроекта повлечет ряд положительных экологических и экономических последствий, в числе которых – создание условий для обеспечения населения качественной дешевой животноводческой продукцией, повышение экспортного потенциала мяса, развитие ЛПХ и отгонного животноводства, увеличение поголовья скота, организация кормовой базы, придание импульса развитию объектов пастбищной инфраструктуры, создание условий для снижения себестоимости экологически чистой животноводческой продукции. Законопроект предоставит возможность эффективно использовать пастбищные земли нашей страны, создаст условия для развития сферы животноводства, он призван стать стимулирующим фактором для организации кооперативов и существующих хозяйственных субъектов.

 


Между тем Жексенбай Дуйсебаев рассказал, что в настоящее время селян очень волнует вопрос неэффективного использования пастбищ.

 


– Сельских жителей, которые составляют более 45% всего населения, интересует вопросы неэффективного использования, а также отсутствия результатов и кардинальная нерешенность касательно 187 млн гектаров пастбищных земель, являющихся одним из основных направлений развития животноводства страны, – пояснил депутат. – Сегодня из принадлежащих сельскому хозяйству земельных ресурсов доля пастбищ составляет 70%, то есть условно на одну голову скота приходится по 20 гектаров земли. Фактически только 43%, или 80 млн гектаров необъятной земли, принадлежат к используемым пастбищам. В среднем на одно сельхозживотное приходится не более двух-трех гектаров, а в некоторых регионах и того меньше. Согласно норме, должно быть не менее пяти гектаров, в результате 27 млн гектаров подвергается деградации, и данный объем увеличивается ежегодно. На сложившуюся ситуацию оказали влияние несколько причин. Во-первых, то, что 100 млн гектаров до сих пор не вовлечены в пастбищеоборот и тем самым не вносят вклад в развитие животноводства. Во-вторых, основная масса сельхозживотных, или 70%, сосредоточена в близлежащих к населенным пунктам землях, в-третьих, не полностью решен вопрос обводнения отдаленных пастбищ, не развиты объекты инфраструктуры, в-четвертых, из-за экономических факторов хозяйства не имеют возможности выпаса скота в отдаленных и отгонных пастбищах в связи с тем, что большинство его приходится на мелкие хозяйства и подворья. Некоторые пастбищные земли, находящиеся в ведении сельских округов, то есть принадлежащие АО, ТОО, КХ, не регулируются на законодательном уровне, что не дает результаты для вовлечения этих земель в пастбищеоборот.

 


Новые поправки

 


В декабре 2016 года состоялось еще одно пленарное заседании Мажилиса Парламента РК, где во втором чтении проект Закона «О пастбищах» был одобрен.

 


Как передает «Казинформ», Жексенбай Дуйсебаев, выступивший с докладом в ходе подготовки к рассмотрению во втором чтении, сообщил, что в законопроект был внесен ряд поправок, касающихся содержания плана по управлению пастбищами и их использованию. Предложено также, что его разработка должна вестись местными исполнительными органами районов, городов областного значения, акимами городов районного значения, поселков, сел, сельских округов и органами местного самоуправления. Определена периодичность принятия плана: краткосрочные – на год, а долгосрочные – до двух лет. Предлагается исключить норму о компетенции уполномоченного органа по ведению мониторинга пастбищ в связи с ее урегулированностью действующим законодательством.

 


Кроме того, внесен ряд поправок редакционного и уточняющего характера. Как сообщалось ранее, законопроектом определены четыре главных направления и закреплены отдельными статьями. Они предназначены для регулирования, организации, планирования пастбищ и управление ими. Предусмотрены разработка нормативов содержания скота с учетом климатических особенностей регионов и право их утверждения. Районные и сельские исполнительные органы совместно с системой местного самоуправления должны проводить мониторинг по пастбищам и разрабатывать планы, которыми определяется площадь пастбищ, их продуктивность, количество постоянного поголовья скота и площадь неиспользуемых. Выясняется, какое и на каких землях содержится поголовье скота, за счет этого образуется система регулирования пастбищ. Для реализации мероприятий предусматривается разработка соглашений об использовании пастбищ.

 


Как отметил Женис Нургалив, такой закон принят и у наших соседей в Таджикистане, России, Кыргызстане. Целью законопроекта является законодательное выявление вопросов использования пастбищных угодий для обеспечения ими потребности населения по содержанию частного подворья, а также рациональному их применению.

 


– Я думаю, что для нас этот закон очень важен, – подчеркнул депутат, – так как на сегодняшний день существует проблема обеспечения пастбищными угодьями для содержания частного подворья, что является основной сферой трудовой деятельности большей части сельских жителей республики и одним из часто задаваемых вопросов в ходе работы комиссии по земельной реформе в 2016 году. Следует отметить, что около 80% животноводческой продукции производится в частном секторе. В ходе земельной реформы, проведенной в 1991-1997 годах, населенным пунктам дополнительно было выделено более 20 млн гектаров для развития личного подсобного хозяйства.

 


Как подчеркнул сенатор, государством регулируется вопрос законодательного характера по обеспечению потребностей сельского населения по содержанию частного подворья, а также вопросы управления и рационального использования пастбищ. Вместе с тем стоит отметить, что нормы, связанные с компетенцией государственных органов по использованию пастбищ, идентичны с аналогичными нормами Земельного кодекса по вопросам использования земель. В этой связи есть некоторые сомнения, в частности, отнесения пастбищ к отдельному предмету законодательного регулирования, так как они представляют собой лишь один из видов сельскохозяйственных угодий.

 


Кристина ГЕРАСИМОВА
фото Василия ВАСИЛЬЕВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

Послание

15000

Г-спешл

 

Облако тегов

1 мая 100 шагов по реализации 5 реформ Air astana Diezel sun Diezelsun Expo Mazda2 Qagro.wordpress.com «атамекен» «горняк» «лучший товар казахстана» «сделано в казахстане» «шаңырақ» автомобили авторынок аким акимат акиматы акция алмазбек атамбаев