Держать сердце в чистоте

15 января 2016 - Веб-редактор
article8947.jpg

В материале «Богат тот, у кого широкая душа», вышедшем в последнем номере прошлого года, мы начали беседу с главным имамом Костанайской городской мечети Шоканом кажы АМИРХАНОВЫМ (на снимке), во время которой он поделился своим видением некоторых морально-этических проблем, причин их возникновения и распространения, возможных последствиях пренебрежения нормами.

 

Об инстинктах, грехах и пороках


Аллах Всемогущий сказал: «Кто боялся величия и могущества своего Господа и удерживал себя от греховных страстей, воистину его прибежищем будут райские сады». Само по себе наличие в природе человека инстинктов не является чем-то отрицательным, конечно же, до тех пор, пока он способен контролировать их. Всевышний Аллах вложил в человека различные инстинкты, которые, как воздух, вода и пища, нужны ему для продолжения нормальной жизнедеятельности. Чувство гнева, любовь к самому себе, половой инстинкт, стремление к хорошей жизни и обладанию имуществом – все они важны для человека. Если бы, например, в человеке отсутствовал гнев и он не проявлял его в справедливости, то тогда индивидум не умел бы постоять за себя, не мог бы ответить на притеснение со стороны других. Если бы в нем не было любви к самому себе и хорошей жизни, то очень скоро он перестал бы заботиться о себе, здоровье своем и близких, вел бы жизнь существа, подобного дикому животному. Аллах и вложил в человека эти инстинкты, чтобы тот действительно мог называться человеком, чтобы он, верно используя их, двигался по пути достижения совершенства. Однако временами отдельные люди перестают контролировать свои инстинкты, выходящие из повиновения разуму. Они переходят положенные границы и превращаются в мятежные и неуправляемые страсти, которые завладевают разумом. В этом случае инстинкты занимают всю сущность человека, лишают его свободы действий и начинают управлять им так, как заблагорассудится, и тогда человек погружается в грехи и пороки. Это и есть следование страстям и поклонение им, которое в исламской религии названо одним из проявлений язычества, вследствие чего Ислам запрещает человеку упускать контроль над инстинктами. Следование низменным страстям является источником неверия и неблагодарности. Ведь не зря в Священном Коране сказано: «Пусть не отворачивает тебя от нее (веры в Судный день) тот, кто не верует в него и потакает своим страстям, а не то ты погибнешь».


В Священном Коране Аллах называет следование страстям наихудшим заблуждением: «А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто потакает своим страстям и не удостоился верного руководства от Аллаха?» Следование страстям временами принимает форму, обратную справедливости, а тот, кто перестает быть справедливым, неизменно сходит с верного пути Аллаха. Коран обращается к Пророку Дауду: «Суди же людей по справедливости и не потакай порочным страстям, а не то они собьют тебя с пути Аллаха».Следование страстям и порочным желаниям препятствует проявлению справедливости и отстаиванию правды, о чем говорится в следующем аяте Небесного Писания: «Не потакайте страстям, чтобы не отступить от справедливости».


Намерение – это волшебное средство, которое превращает песок в золото. В хадисе Пророка сказано: «Все дела оцениваются только по намерениям». Иногда эти слова понимают в том смысле, что благие цели оправдывают плохие поступки. Разумеется, это неправильно. Грех всегда остается грехом независимо от того, каким намерением руководствовался человек. Если кто-то берет чужое, чтобы помочь бедным, все равно он остается вором и заслуживает наказания. Его добрые помыслы не принесут ему никакой пользы и не оправдают его грех. Доброе дело достойно вознаграждения, только если оно с правильным намерением. К примеру, если человек совершает хороший поступок с целью добиться довольства Аллаха, заслуживает награды. Если же только для того, чтобы произвести впечатление на других, то вместо награды получит лишь наказание.


В Коране Всевышний Аллах сказал: «В тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем». Из хадисов Посланника Аллаха мы знаем, что Всевышний смотрит именно в сердце человека, следит за его истинными мотивами и намерениями, а благочестие находится именно в сердце, и что от его состояния зависит состояние всего организма. Согласно хадису: «Воистину, есть в теле человека кусочек плоти. Если он здоров, то здорово все тело. Если он болен, то болеет все тело. И поистине этим кусочком является сердце».
Держать сердце в чистоте – значит сохранять в нем чувства любви, веры, благодарности, прислушиваться к его «шевелениям» и действовать в соответствии с ними, если они призывают к благому. Если же в нем возникают чувства зла или гордости, то уметь грамотно избавляться от них или игнорировать, чтобы они не влияли на состояние мыслей или совершение поступков.


Держать сердце в чистоте – значит заботиться о нем так, будто сегодня ему предстоит возвращение к Создателю. И в каком виде тогда хотелось бы его представить? Конечно же, очищенным, полным веры и благодарности к Создателю, а также боящимся Его и стесняющимся. Как-то Пророк вынес приговор одному мусульманину-бедняку, совершившему мелкое преступление. Приговор гласил, что в искупление своего греха человек должен раздать милостыню нуждающимся, но он сказал, что у него нет ни имущества, ни еды. Как раз в это время в мечеть принесли корзину фиников в дар Пророку, который повелел человеку взять эти фрукты и раздать их самым бедным, на что тот ответил, что не знает в городе никого беднее его самого. Тогда Посланник Аллаха рассмеялся и сказал человеку, что теперь в искупление совершенного преступления ему придется самому съесть всю эту корзину фиников.
Однажды Посланник Аллаха увидел на улице вольноотпущенника, бывшего раба, который сидел уставший после тяжелой физической работы. Пророк бесшумно подошел к нему и закрыл глаза ладонями, как это делают дети. Как был рад этому вольноотпущенник, который сказал, что только Пророку могло прийти в голову облегчить усталость его таким любящим жестом.


О семье: родители и дети


Каждый мусульманин должен знать, что Аллах призывает к безусловному уважению и почитанию родителей, послушанию им во всем, что не противоречит канонам Ислама, где этому придается очень большое значение, равного которому нет ни в одной религии. По своей важности такое отношение к родителям уступает лишь вере в Аллаха и поклонению Ему. Аллах предупреждает нас о том, чтобы мы остерегались выражать свое раздражение по отношению к своим родителям, так как многие их слабости и недостатки во многом обусловлены возрастом. Согласно требованиям религии, дети не вправе выражать свое недовольство даже слабым вздохом родителей. Всевышний повелевает проявлять к родителям сочувствие и молить Аллаха о них: «Господь мой, помилуй их, ведь они воспитали меня, когда я был маленьким». В хадисе говорится, что не почитающий родителей не войдет в Рай, сколько бы благих деяний он ни совершал. Посланник Аллаха также отмечал, что человеку, которым довольны родители, открываются врата Рая, а тому, которым недовольны, – врата Ада. В предании также рассказывается, что некий человек спросил Пророка: «Посланник Аллаха, кому из людей следует оказывать наибольшее почтение?» На что тот ответил: «Матери». Человек вновь спросил, а кому потом. Пророк снова ответил: «Матери». И вновь человек задал тот же вопрос, и прозвучал все тот же ответ. Когда человек в четвертый раз спросил, а все же кому после матери следует оказывать наибольшее почтение, Пророк ответил: «Отцу».


В этом благородном хадисе Посланник Аллаха подчеркивает, что хорошее отношение к матери ставится выше уважения к отцу. Коран развивает в душах детей чувства почтительности и признательности по отношению к родителям и указывает на заслуги матери, которая вынашивает и кормит свое дитя. Трудности, испытывающие каждой матерью, описываются в Священном Коране. Всевышний Аллах создал сердце матери, любящее своих детей, и никакая другая любовь не может сравниться с той, которую Аллах вложил в ее сердце, ибо она бескорыстна, за которой нет никаких личных интересов.


Психологи установили, что материнская любовь и нежность помогают человеку на различных этапах его жизни. Смерть матери оставляет горький след в душе человека на всю оставшуюся жизнь. В Коране наш Создатель завещал нам делать только добро любящему, ласковому сердцу матери, и это же подтверждает Сунна Благородного Посланника Аллаха. Некоторые дети, достигая зрелости, перестают уделять достаточного внимания своим родителям. Сколько матерей, отдав жизнь воспитанию детей, впоследствии видят их только в праздничные дни. Есть и те, которые забывают даже позвонить по телефону и справиться о делах своих постаревших родителей. Аллах Всевышний сказал пророку Моисею: «Кто почитает родителей, тому Я удлиняю жизнь и даю ему детей, почитающих их, кто же ослушивается их, то Я сокращаю ему жизнь и даю детей, которые не будут его слушаться».


Коран делает особый акцент на принципе духовности в браке, считая его основой, фундаментом супружеской жизни. Духовность достигается в том случае, когда обретается душевный покой, который приходит с опытом здоровой совместной жизни и любви между супругами с расширением круга любви и привязанности между двумя семьями, породнившимися через брак их чад, а также заключается в привитии и воспитании чувств любви и нежности у детей, окруженных любовью и заботой родителей. К такому пониманию (супружества) нас направляет Всевышний Аллах: «Из знамений Его – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, и учредил любовь и [взаимную] благосклонность между вами. Воистину, во всем этом – ясные знамения для людей, которые размышляют».


И в заключение хотелось бы привести еще одно изречение Пророка Мухаммеда: «Будьте милосердны, и будет милосердие к вам. Прощайте, чтобы обрести прощение. Горестно за тех, кто пустословит. Горестно за тех, кто продолжает вершить грех, зная, что это есть грех, и не просят прощения у Аллаха». Мира вам!


Султан ДЮСЕМБАЕВ
фото Василия ВАСИЛЬЕВА

 

comments powered by HyperComments

Комментарии

 

Видео