Духовное обновление. Методы и средства достижения цели

8 декабря 2017 - Администратор
article15550.jpg

Круглый стол под таким названием прошел в редакции газеты «К-Агро». Участники встречи – представители научно–педагогической общественности региона из трех вузов Костанайской области. Среди приглашенных – историки, философы, социологи и юристы. Гости мероприятия старательно избегали предложенного термина-штампа «круглый стол», предпочитая называть площадку для обмена мнениями беседой.  Участники: кандидат философских наук Айгуль Амантаева (КГПИ), профессор Алимжан Бекмагамбетов (ЧелГУ), профессор КГУ Юрий Бондаренко, кандидат педагогических наук Ольга Евдокимова и кандидат исторических наук Елизавета Ярочкина (КГПИ).

 

Профессор КГУ Юрий Бондаренко: «Модернизация как социально–исторический феномен»


– Наша эпоха – эпоха стремительных и глобальных изменений в самых различных сферах жизни человеческого общества. Стремительные же изменения в жизни подразумевают и изменения в отношении людей к реальности или, иначе говоря, то, что можно назвать модернизацией. Я думаю, следует понимать, что модернизация сознания подобна стремлению шагать в ногу со временем – это есть естественный процесс. Напрашивается образное сравнение, наше движение в истории можно представить как езду по незнакомой местности. Успешность и безопасность такой езды будут зависеть от того, насколько мы учитываем характер дороги, изменение рельефа, погоды и других дорожных условий. Меняющаяся местность требует и определенных изменений в навыках вождения.

Оглядываясь на историю, можно вспомнить реформы Петра І, события с 1917 по начало 20-х годов прошлого века, культурную революцию в СССР. Здесь модернизация сопровождалась колоссальной ломкой многих традиций, нам же крайне важно бережно отсортировать нужное от устаревшего и непригодного. Не запутаться бы в паутине понятий и слов. Опыт современной Японии показывает, что эта страна сумела сочетать движение вперед с сохранением определенных традиций, духа коллективизма, например. Результат – чудо, давшее разгромленной в войне державе одну из ведущих экономик мира. При нашем поступательном движении вперед важно учитывать характер и скорость модернизации, а также отечественную специфику. Дело в том, что на протяжении последних столетий модернизация в огромной мере подразумевает вестернизацию, или обновление на западный манер, что, в свою очередь, ставит перед нашим обществом вопросы критического отношения к целому ряду явлений так называемой западной духовной культуры, как то индивидуализм, крайности либерализма с допущением гей–парадов, легализацией однополых браков и многим иным. Сегодня для нас актуален опыт Сингапура, Малайзии, Южной Кореи, учитывая при этом не только достижения, но и проблемы, с которыми эти страны столкнулись раньше нас. Например, проблема трехъязычия. Я как преподаватель вуза хотел бы увидеть поворот к социально–гуманитарной, духовной составляющей отечественного образования. Ведь именно образование – мотор движения по магистралям современности. Образование – это далеко не только подготовка узких специалистов, но и воспитание граждан и просто людей. В противном случае любые «специальные» знания могут быть обращены во зло и для страны, и для окружающих «узкого», но духовно запутавшегося специалиста. Тот же химик может свои знания использовать не для развития отечественного производства, а для диверсий. Если в учебных заведениях не обсуждать вопросы мировоззренческого характера, то возрастет вероятность, что ответы молодые люди станут искать в иных местах, там, где есть тупики и ловушки, опасные для индивида и общества.

Есть два основных вопроса: что делать и как? Ведь давно известна философская истина, что общественное бытие опережает общественное сознание, а жизненная практика говорит о том, что совместными усилиями можно и горы свернуть.

Кандидат философских наук Айгуль Амантаева: «Социальная природа общественного сознания»

– В статье Главы государства говорится именно о модернизации общественного сознания, так как массовое сознание не имеет возможности совершенствоваться. Общественное сознание формируется, а массовое сознание навязывается. Общественное сознание строится на основе толерантности, консенсуса и общечеловеческих ценностей, массовое – на основе ресурсов принуждения, насилия, давления и в некоторых случаях на основе необузданного фанатизма.

Массовое сознание характеризуется тем, что его носителем является особая совокупность граждан, называемая массой (значительная совокупность граждан, объединенных в те или другие внеклассовые, межклассовые и надклассовые движения: религиозные, экологические, антивоенные и т.д., т.е. совокупность людей, социальные интересы которых во многом различны), а причины объединения этих граждан в определенную массу или движение связаны не столько с общим или сходным социально-экономическим или историко-этническим положением, сколько со сплочением участников вокруг определенной идеи, лозунга, цели, выражающей совпадение их устремлений лишь по данному вопросу или аспекту интересов, используя технику навязывания проблематики и подготовки отдельных ответов, считая за таковые как личные мнения, так и выраженные посредством представителей коллективные мнения.

Особенно это касается коллективных представлений различных социальных групп. Так, если в советское время патриотизм считался само собой разумеющейся, самоочевидной реальностью для всех, то ныне ту или иную форму патриотизма довольно трудно поддерживать в качестве общего знания. Многочисленность представлений патриотизма создает основу для относительности его содержания, и данный феномен утрачивает положение само собой разумеющейся реальности. К каким потенциально социальным действиям ведет несовместимость множественных образов социальной реальности, как сами люди исходя из своей социализации, существующих социокультурных ценностей определяют свое имущественное положение, отношение к социально престижным статусам и в целом социальное положение.

Американский социолог Альфред Щюц исходит из того, что начиная с детства по мере усвоения социокультурных ценностей у индивидов складывает определенное видение себя в «домашней» социальной группе и определенное представление об этой группе. Эта группа видится как некое «мы» в противоположность тому, что где-то есть другие люди – «они», у которых свой мир, своя жизнь («мы – богатые», «они – бедные», «мы – средний класс» и т.д.).

В сопоставлении своего «мы» с другими «они» вырабатывается социальная самоидентификация индивидов. Социальная самоидентификация формируется стихийно в процессе социализации у каждого человека и впоследствии так или иначе влияет на выбор жизненных стратегий, на степень готовности людей к взаимодействию с представителями других социальных групп. От характера доминирующих социокультурных ценностей в сознании индивидов это отношение может быть самых разных оттенков – уважительное, боязливое, высокомерное, враждебное. Так, еще недавно виноватыми во всех наших проблемах были «они – буржуи». Дух отношения к «ним» прекрасно выражен у В. Маяковского: «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй!»

Поэтому весьма значимым для современного общества является то, как государство интерпретирует интересы социальных групп, оказывая тем самым огромное влияние на субъективную социальную самоидентификацию людей и идентификацию общества в целом.

Если в недавнем прошлом всячески возвеличивались «особые интересы» рабочего класса как «интересы социального прогресса социальной справедливости» (отнюдь не случайно многие относили себя к рабочим), то теперь взят иной курс – конкурентоспособность нашей нации, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, эволюционное развитие Казахстана и открытость сознания, что является результатом многовекового общественного развития.

Это способствует формированию толерантной ментальности в различных социальных группах и, соответственно, социальной стабилизации.

Кандидат исторических наук Елизавета Ярочкина: «Начни с себя»


Мне хотелось бы обратить особое внимание на поколение, родившееся на закате Советского Союза, росшее в непростые девяностые и имеющее трудности с адаптацией с сегодняшней действительностью. Безусловно, не их вина в том, что они в свое время выбрали не ту профессию. А может быть, не было возможности у родителей оплатить обучение или способностей у ребенка? Профессия пекаря или повара оказалась невостребованной – платят мало, так и работаем. Другая группа молодежи сумела получить высшее образование и, находясь в соответствии со стажем работы на низших ступенях карьерной лестницы, не являет собой образец для подражания в отношении к труду. Нежелание трудиться, а попросту лень вкупе с социальным инфантилизмом: «Меньше работать – больше получать», – тормозят любую модернизацию. Несколько лет тому назад в своей статье об Обществе Всеобщего Труда Нурсултан Назарбаев предупреждал об опасности массового иждивенчества, оно губительно для любого государства.

Наша страна идет дорогой политических и экономических преобразований, мы поступательно двигаемся к целям, намеченным Стратегией–2050. У нас многому можно поучиться, нам завидуют и с нас берут пример. Вместе с тем, если оглянуться вокруг, мы обнаружим массу случаев отсутствия трудовой и исполнительской дисциплины, даже в храмах науки и школах. Безусловно, что модернизация сознания нужна, а изменения в головах наших сограждан призваны совершать учреждения образования и средства массовой информации. Наш вуз готовит педагогов, которые понесут ростки нового мышления в детские коллективы, а газеты и электронные СМИ, имеющие доверие населения, своим каждодневным призывом достучатся до сознания людей. Мы – ученые и педагоги, мы не врачи, но лечим сознание и в итоге получим человека с новым мировоззрением. Президент нашей страны призывает: «Если ты хочешь, чтобы нация стала современной, то каждый должен начать с себя».

Заведующая кафедрой АНК КГПИ, кандидат педагогических наук Ольга Евдокимова: «Сохранение национальной идентичности на примере работы кафедры»


– Торжественное открытие и презентация кафедры Ассамблеи народа Казахстана Костанайского государственного педагогического института состоялось 21 октября 2016 года. На сегодняшний день в стране успешно работают 35 аналогичных кафедр АНК.

Совсем недавно, 26 апреля 2017 года, мы были участниками масштабного мероприятия, имеющего республиканский уровень – 25 сессии Ассамблеи народа Казахстана. На ней был сделан акцент на ключевые ценности суверенного Казахстана, которые легли в основу названия сессии: «Стабильность, единство, согласие – основа модернизации».

Сегодня важно понять, что любой из нас на своём рабочем месте должен чувствовать ответственность за будущее своей страны и семьи. И это понимание, это чувство было заложено в патриотический акт «Мәңгілік Ел».

Модернизация общественного сознания – самая главная и одновременно сложная модернизация. Чтобы успешно реализовать и этот проект, надо затрагивать «трепетные струны человеческой души». Здесь надо достучаться до души, до сознания каждого казахстанца! В этом её сложность и заключается.

Отдельные моменты статьи посвящены молодежи. В этих моментах и заключается суть статьи – обозначить облик современного казахстанца. По мнению Президента РК, современный человек должен владеть компьютерной грамотой, быть конкурентоспособным и культурно открытым.

Главный принцип работы коллектива кафедры АНК Костанайского государственного педагогического института – учёт единства трёх направлений. Ведь только в случае успешного взаимодействия трёх компонентов происходит формирование духовно-нравственных ценностей студента, таких как совесть, чувство долга, справедливость, честность, патриотизм, прагматизм, толерантность, образованность, идентичность. А как мы помним, именно эти качества ложатся в основу конкурентоспособности современного молодого человека.

16 февраля 2017 года состоялось открытие Школы медиации и народной дипломатии.

С целью выявления актуальных проблем и перспектив развития медиации в Казахстане на примере подготовки профессиональных медиаторов Костанайской области, а также определения проблем в законодательно-правовой базе в сфере медиации и документации медиативного процесса на кафедре Ассамблеи народа Казахстана прошел круглый стол «Медиация в Казахстане: актуальные проблемы и перспективы развития».

Итогом заседания стало подписание меморандума о взаимодействии и сотрудничестве между Костанайским государственным педагогическим институтом в лице ректора Еркін Әбіл и ГУ «Қоғамдық келісім» акимата Костанайской области в лице и.о. руководителя Кожахметова Алпыса Кабденовича. Также меморандумом было скреплено сотрудничество с ОФ «Ассоциация медиаторов Костанайской области» в лице президента Богатырева Сергея Алексеевича.

Школа медиации и народной дипломатии кафедры АНК планирует продолжить данный опыт и совместно с партнерами готовить медиаторов в масштабах Костанайской области. Следующий набор слушателей планируется в сентябре 2017 года.

Руководитель научно–экспертной группы областной АНК, профессор ЧелГУ Алимжан Бекмагамбетов: «Казахстан – страна мира и согласия, Казахстан – миротворческая страна»


– Наша страна располагает уникальным институтом – Ассамблеей народа Казахстана – с широчайшим полем практической деятельности. Для рядового человека важно осознание собственной нужности и его ценности для общества. В арсенале Ассамблеи – широчайший инструментарий практических возможностей воздействия на умы и сердца наших сограждан. Ведь благодаря экономической, социальной и духовной модернизации стало возможным говорить о Казахстане как о суверенном, состоявшемся и авторитетном государстве. Безъядерная инициатива нашей страны, миротворческие внешнеполитические усилия по урегулированию конфликтов в Сирии, между Турцией и Россией, председательство Казахстана в ОБСЕ и другие усилия добавляют нам политического веса и уважения со стороны мирового сообщества. Особенно сейчас, когда в Шанхайскую организацию сотрудничества вошли две ядерные державы Индия и Пакистан, что дает возможность говорить о противовесе американским устремлениям на Ближнем Востоке. Мы понимаем роль и значение в ШОС Китайской Народной Республики. Поддерживаем ее стремление установить торговые отношения с Евросоюзом. Идея Шелкового пути только приветствуется нашим государством, ведь главная задача ШОС – это безопасность ее членов и развитие экономики.

За последние годы Казахстан превратился из рядового участника мирового сообщества в активного и ключевого игрока. Мы предлагаем, мы рекомендуем, и к нам прислушиваются. А задача научно–педагогической интеллигенции следить за скоростью и сложностью событий, комментировать и давать объективную экспертную оценку.

СЕРГЕЙ ИСМАИЛОВ

фото Татьяны ДЕРЕВЯНКО

comments powered by HyperComments

Послание

15000

Г-спешл